Армянская Пасха
Пасха — большое событие в христианском мире, один из важнейших праздников. Он знаменует воскресение Иисуса Христа.
Важным образом этого праздника является пасхальный агнец, эта традиция пришла от иудеев. Отмечая Песах, знаменующий исход евреев из Египта, они приносили в жертву козленка или ягненка мужского пола и без пороков — агнца. Именно эту жертву воплотил собой Христос во время Тайной вечери: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). Пасхой называли жертвенных агнцев иудеев.
В армянской дореволюционной культуре, а именно в конце XIX-начале ХХ века, бытовала традиций общественного жертвоприношения — ахар. Например, в некоторых районах Сюника во время совершения жертвоприношения кровью окропляли веточки дерева, растущего в почитаемом месте. Потом эти веточки втыкали в землю на участке пашни, чтобы урожай был обильный (1).
Зачастую жертвенных животных и другие припасы покупали вскладчину — всем селом либо же только от зажиточных крестьян. Мясо варили и раздавали бедным, завернув в лаваш. «Говорят, что праведные люди в этот день видят, что рогатый баран выходит и играет на солнце несколько минут и исчезает», — писал наблюдатель об одном из сел Шушинского уезда Елисаветпольской губернии (2).
Пасха, как и некоторые другие значимые праздниками, сопровождалась богомольем, как правило, в ближайший монастырь или храм, которы й пользовался славой самого сильного святого места. Иногда богомолье начиналось на третий день после Пасхи. Такие паломничества также сопровождались закланием животного.
«Накануне праздника Пасхи, при закате солнца, в ограде церкви собирается молодежь, приглашается зурна, устраиваются танцы, игры и продолжается это все до начала литургии (до 2 часов ночи), которая оканчивается с рассветом. Приносят ’’ахар’’, чтобы всякий, даже бедный, мог разговеться мясом. Заранее, по выбору общества, несколько лиц ходят по всем дворам и собирают пожертвования, — покупают барашков и режут их ночью в церковной ограде, варят и, по окончании литургии, раздают всем по куску мяса с хлебом; одну ляжку от каждого зарезанного барашка отдают священнику. На другой день Пасхи все идут на кладбище <…> Третий день Пасхи — день престольного праздника Кала гергец (Большая церковь)», — читаем в одном этнографическом описании (3).
В разных регионах были свои особенности и традиции. Например, в Эчмиадзинском уезде бытовало своеобразное гадание.
«В день Воскресения Христова кладут на крышу ломоть хлеба с каким-нибудь кушаньем; если птица понесет хлеб на кладбище, то положивший его умрет до следующей Пасхи, а если понесет в другое место, то он в этом год не умрет» (4). Также гадали и молодые парни — на свадьбу.
На протяжении последних тысячелетий смысл и основное содержание Пасхи в корне не менялись, но именно региональные особенности празднования делают этот праздник неповторимым явлением культуры.
Тер-Саркисянц А.Е. История и культура армянского народа. М., 2008. С. 552
Осипов Г. Селение Даш-Алты Шушинского уезда Елисаветпольской губернии // СМОМПК. 1898. В. 25. С. 125
Бежанов М. Краткие сведения о селе Варташен и его жителях // СМОМПК. 1892. В. 14. С. 223-224
Бунатов Г. Из поверий, предрассудков и народных примет армян Эчмиадзинского уезда // СМОМПК. 1893 В. 17. С. 186