Армянская национальная одежда: женский костюм
В конце XIX – начале XX века женская одежда, в отличие от мужской, еще довольно устойчиво сохраняла по историко-этнографическим регионам свои основные традиционные комплексы. Женская одежда восточных и западных армян была более однородна по сравнению с мужской и по покрою была прямой. Основное отличие состояло в изобилии вышивки и украшений в женском костюме Западной Армении.
Основу женской нательной одежды, как и мужской, составляли рубаха и нижние штаны, по покрою имевшие много общего. В Восточной Армении женщины носили длинную красную рубаху — halav — из хлопчатобумажной ткани с косыми клиньями по бокам, длинными прямыми рукавами с ластовицей и прямым разрезом ворота. По покрою, подобно мужской рубахе, она также имела две разновидности. Более древнюю — цельнокроенную с прямым перекидным плечом — носили все женщины вплоть до 1930-х годов без учета возраста и имущественного положения. Более поздний вариант — с плечевым швом и выкройной проймой — распространился в начале прошлого столетия в проникновением в село фабричных тканей. Такую рубаху носили в основном девушки и молодые женщины. Длинные нательные штаны шились из той же красной материи, что и рубаха, на белой подкладке и в талии держались на вздержке при помощи хонджана. Праздничные штаны шились из шелковой красной ткани на подкладке из белого полотна. Нижние концы штанов, присборенные у щиколоток, должны были быть видны из-под верхней одежды, поэтому эта часть шилась из более дорогой и красивой материи и расшивалась (в Ереване и Араратской долине) золотым шитьем или украшалась (Сюник, Арцах) полосой черного бархата с позолоченной тесьмой. В женском комплексе Сюник – Арцаха важной частью была верхняя рубаха — virvi halav — из красного шелка или бязи с отделкой круглого ворота и разреза груди черным бархатом или сатином, а также пришитыми серебряными мелкими украшениями. Надевалась она поверх нательной рубахи.
В конце XIX – начале XX века женская верхняя одежда отличалась у армян большим разнообразием. Основу ее в Восточной Армении составляло длинное распашное платье — архалух — с цельнокроенными передними полочками и подрезной спинкой, изящным длинным вырезом на груди, застегивающимся только на талии. За счет боковых прорезов от подола до пояса в нижней части архалуха получалось три полы — широкая сзади и две узкие, распашные спереди, поэтому эта одежда получила название irek’pсeškani (ирек пешкани, букв. три полы). Шили архалух из ситца, сатина или щелка, обычно синего, зеленого или фиолетового цвета, на подкладке из тонкого хлопкового ватина, простроченного продольными, а на рукавах вертикальными строчками. Подол и разрезы обшивались отделкой другого, обычно красного цвета. Разрез на груди и концы рукавов обшивались серебряными полыми узорными линейными бусами, а разрез рукава от запястья до локтя — висячими металлическими шариками, миндаликами, соединенными между собой цепочками. Полагалось иметь два платья: будничное из хлопчатобумажной ткани и праздничное из дорогой шелковой ткани. Женский архалух просуществовал в армянском быту вплоть до 30-х годов XX столетия, а в отдельных случаях старые женщины носили его еще в 1960-е годы.
Одеждой на выход служило платье — mint’ana, надеваемое по торжественным случаям поверх архалуха того же покроя, но без боковых швов.
Неотъемлемой частью традиционной женской одежды был пояс. В Восточной Армении матерчатый длинный пояс (3,5 х 0,5 м) из хлопчатобумажной или шелковой ткани, большей частью из бязи красного цвета, дважды обвязывали вокруг талии поверх архалуха. Завязывали его спереди, а концы закрепляли сзади. В конце XIX – начале XX века в Араратской долине, в особенности в городской среде Еревана, в комплекс женской одежды входил матерчатый шелковый пояс с двумя длинными полотнищами-привесками, расшитыми шелковыми и золотыми нитями. В Сюнике и Арцахе использовали также кожаный пояс с крупной серебряной пряжкой и нашитыми серебряными пластинками, исполненными в технике гравировки, филиграни и черни.
Зимней одеждой служила прямая распашная шуба — муштак, курк — из темно-красного бархата или шерстяных тканей (сукна) на простроченной подкладке. Края бархатной шубы, передних и боковых разрезов украшали узкой шелковой лентой и обшивали, как и рукава и ворот, широкими полосками лисьего меха. Ее носили замужние женщины из зажиточных слоев населения в Ереване, Сюнике, Арцахе. Другим вариантом этой дорогой престижной одежды, в частности в Ереване, была отрезная в талии шуба из темно-синего, темно-зеленого бархата на шелковой подкладке с длинными прорезными рукавами наподобие мужской чухи. Ее окаймляли черной бархатной лентой с богатым золототканым орнаментом.
Западноармянский комплекс женской одежды отличался яркой цветовой гаммой и богатым декоративным оформлением.
Нательная одежда по покрою была аналогична восточноармянской с той лишь разницей, что рубахи шились из белой хлопчатобумажной ткани.
Западные армянки носили распашное цельнокроенное платье — ant'ari или zpun, xrxa с маленьким стоячим воротником, расширенными книзу рукавами и боковыми разрезами ниже бедер, сшитое из шелка или хлопка, на подкладке.
Поверх антари по торжественным случаям, а также в холодное время года надевали другое платье — ĵuppa, но уже без боковых разрезов. Это платье могло быть праздничным (из бордового, фиолетового, синего бархата или шелка, цветной шерстяной ткани в полоску) и повседневными (из темно-синего сукна). Подобная распашная женская одежда с прямыми линиями, имеющая шесть основных вариантов, была широко распространена в Западной Армении (Карин, Карс, Багреванд, Ардаган, Хоторджур и др). Разрез на груди, края рукавов, весь подол платья украшались рельефным золотым шитьем в 5–7 см ширины растительного рисунка.
Отличительной характерной особенностью традиционной женской одежды в Западной Армении был передник — mezar.
Сшитый из хлопчатобумажных или дорогих (бархат, сукно) тканей, обильно украшенный (особенно подвенечный), он был необходимой частью наряда: как на востоке «стыдно» было выходить с открытым подбородком, так здесь «стыдно» было появляться без фартука. Классический вариант его — передник из красного сукна в комплексе одежды Карина – Ширака с изысканным золотым шитьем и тесьмой, который повязывался на антари. К переднику пришивался длинный узкий поясок (в 2–3 см ширины и 3 м длины), вытканный из красных и желтых шелковых (золотых) нитей.
При таком переднике открытая грудь платья прикрывалась расшитым нагрудником — krckal — прямоугольной или трапецевидной формы из шелковой, бархатной или шерстяной ткани, у девушек и молодых женщин украшенный богатой вышивкой вдоль ворота и на груди, а джуппа заменялись курточкой — salta или kurtik. Эта распашная короткая (до талии) курточка шилась из фиолетового, синего, бордового бархата или зеленой, синей шелковой ткани. Курточка была праздничной одеждой и поражала красотой узорчатой вышивки.
Теплой верхней одеждой, в частности, в Васпуракане, служила dalma, род длинного пальто из черного сукна на подкладке. Эта распашная, прилегающая в талии и обшитая тесьмой из плетеных золотых и шелковых ниток одежда по покрою была сходна с джуппа. Ее в основном носили девушки и молодые женщины.
Источники:
Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).
Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.