Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Минас Саргсян «Армяне и Крым». Главы из биографии Айвазовского «Жизнь великого мариниста»

Минас Саргсян — автор интереснейшей монографии о художнике Айвазовском. В своём исследовании, основанном на тщательном изучении первоисточников, автор представил документальную историю жизни армянского гения. Армянский музей Москвы публикует II главу книги «Жизнь великого мариниста», в которой содержатся ценные исторические и этнографические сведения о жизни армян в Крыму.

Армяне и татары в кофейне. Гравюра 1848 г. Источник: barev.today

Детство и отрочество Ивана [Айвазовского. — Прим.ред.] прошли в Феодосии, которая была в те времена небольшим провинциальным торговым городком. Значительную часть его составляли армяне.

В Крыму армяне обосновались ещё в VII-IX веках. Их численность резко увеличилась после падения царства Багратидов в Ани, когда в результате нашествия и грабежей со стороны сельджуков, а потом монголов в XI-XIII веках, значительная часть армян из коренной Армении переселилась в Крым и навсегда там осталась. Новые переселения армян произошли и в XV-XVIII веках, когда Армения, разделенная между Турцией и Персией, стонала под тяжёлым и губительным гнётом восточной деспотии.

Феодосия, церковь Сурб Саркис, 1330 г. Во дворе церкви похоронен Иван Айвазовский. © videnovum.com

Обосновываясь в Крыму, армяне строили города и сёла, дороги и мосты, крепости и культурные центры, соборы, церкви, часовни, монастыри, хранилища рукописных книг, школы, общественные и частные особняки. Своим новым поселениям присваивали армянские названия: «Сурхат» (Сурб-Хач), «Чархапан», «Армянск», «Армянский базар»… В этих городах и сёлах они разворачивали обширную торгово-экономическую и культурную деятельность.

Монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму. Источник: tour.crimea.com

В средние века армянское население было настолько многочисленным, что в древних генуэзских источниках прибрежные районы Крымского полуострова именовались «Armenia maritima» (морская или прибрежная Армения). Обосновавшись в Крыму, армяне-переселенцы сохраняли не только свои национальные нравы и обычаи, но и создавали многочисленные памятники материальной и духовной культуры, в частности, архитектуры, скульптуры, искусства книжной миниатюры и фресковой живописи.

Только в одной Феодосии (которая в XIII-XV вв. называлась Кафой), где армяне составляли основу населения города, возникла необходимость постройки 24 армянских церквей, некоторые дошли и до наших дней.

Крымские армяне, XVIII в. Источник: barev.today

В Матенадаране хранится более ста рукописных книг, изготовленные армянами Крыма в XIII-XVII веках. Созданные художниками на листах пергаментной бумаге, картины и сегодня вызывают восихищение зрителя. Особенно выразительны и ценные произведения, которые исполнили миниатюристы: Аракел, Григор Сукиасян, и сыновья Натера — Аветис, Ованнес, Степанос, Григор, а также — Никохайос Цахкарар и многие другие, порой, безызвестные авторы. Все они своей преданностью традициям создали крымскую школу армянской книжной миниатюры, являющуюся органичной частью средневековой армянской живописи.

Старая армянская церковь в Крыму. Источник: etoretro.ru

В Крыму, в частности в Феодосии и ее окрестностях, армяне сыграли значительную роль в развитии ремесел и торговли. Общение с другими народами способствовало взаимному обогащению. Так, некоторые мотивы и архитектурные элементы армянских церквей использовались при строительстве греческих, татарских и еврейских духовных сооружений. А в армянских рукописных книгах XVII-XVIII веков в создании образа Христа и апостолов использовался опыт русских мастеров.

Источник: «Жизнь великого мариниста», Минас Саргсян, Феодосия, Москва, Издательский дом «Коктебель», 2010 год

В оформлении обложки использована гравюра 1848 года «Армяне и татары в кофейне». Источник: barev.today