Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армения — вторая колыбель человеческого рода. «Жития святых» Димитрия Ростовского

Димитрий Ростовский (в миру Данила Саввич Туптало, 1651–1709) — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский. Духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог. Основатель Ростовской грамматической школы, в которой наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались также древние языки (латинский и древнегреческий), философия и стихосложение.

Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет митрополита Димитрия Ростовского ǁ wikipedia.org

Авторству святителя Димитрия Ростовского принадлежат знаменитые «Жития святых», или Четьи-Минеи (от др.-рус. «четьи» — «для чтения», и от греч. «μήν» — «месяц»). Четьи-Минеи — это книги, содержащие жития святых, изложенные в порядке дней празднования их памяти по православному церковному календарю, на все дни года, а также различные поучения, предназначенные для домашнего чтения на каждый день месяца.

Работу над Четьи-Минеями Димитрий Ростовский начал 6 мая 1684 года, исполняя решение собора старцев Киево-Печерского монастыря. Труд его продолжался с перерывами в течение 20 лет, до 1704 года. Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырёх книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются, согласно церковному календарю, с сентября.

«Жития святых» Димитрия Ростовского представляют собой одно из самых крупных произведений славянской литературы. В них преобладают агиографические тексты, есть также дидактические и повествовательные материалы. Труд ростовского митрополита содержит 664 жития, из которых 24 жития описывают жизнь и подвиги ветхозаветных святых, 571 — общеправославных, 65 — русских и 4 — южнославянских. Дидактические и повествовательные тексты значительно уступают житиям по объему. Все тексты расположены в порядке месяцеслова. Изложение каждого дня обыкновенно заключается авторскими заметками Димитрия Ростовского, включающими в себя перечень прочих святых, чья память также отмечается в этот день (с указанием кратких сведений о них), и примечаниями, в которых разъясняются и исправляются ошибки и противоречия источников, даются необходимые справки по истории и географии.

Иван Айвазовский. «Сошествие Ноя с горы Арарат», 1870-е годы ǁ ayvazovskiy.su

«Житие и страдание святого священномученика Григория, епископа Великой Армении, и с ним тридцати семи дев» — так называется жизнеописание Святого Григория Просветителя, которое Димитрий Ростовский включил в свои Четьи-Минеи. День памяти Григория Просветителя, первого Католикоса всех армян, приходится на 30 сентября. Святой почитается Армянской апостольской и Русской православной церквями, а также Римско-католической. В справочном материале к житию Григория Просветителя Димитрий Ростовский приводит сведения относительно истории Армении, «второй колыбели человеческого рода».


«Армения — горная страна между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата; была населена армянами, названными так по царю Араму, и управлялась царями из своего племени от II в. до Р. Х. до V в. по Р. Х.; она называлась Великою Армениею в противоположность Малой Армении — области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р. Х. — в состав Римской империи. Страна эта была второю колыбелью человеческого рода, ибо ковчег Ноя остановился на горе Арарате (Быт. 8:4), лежащей в Великой Армении. Существующие доселе названия местностей подтверждают библейский рассказ об обстоятельствах жизни патриарха Ноя после потопа, напр.: Эривал — „явление“, место, где Ной впервые увидал землю; Акорри — „насаждение виноградной лозы“ (на горе Арарате), где Ной впервые насадил виноградную лозу; Аррнойтон — „при ногах Ноя“, т.е. место погребения Ноя и др. Страна эта находилась большею частью в подчинении у других народов (ассирийцев, вавилонян, мидян, персов, македонян, византийцев, турок). Начало христианства в Армении относится, по преданию, ко времени земной жизни Иисуса Христа и Апостолов: Фаддея, Варфоломея, Симона Кананита и Иуды Леввея. Несомненные следы христианства здесь можно находить уже во II в., а в IV в. страна сделалась вполне христианской и была первым христианским государством. Григорий Просветитель и был первым Апостолом Армении (родился около 257 г., поставлен епископом в 302 г.)».

«Жития святых» святителя Димитрия Ростовского


Источники:

1. Четьи-Минеи ǁ drevo-info.ru, azbyka.ru.

2. А.О. Крылов. «Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения» ǁ cyberleninka.ru.

3. Святитель Димитрий Ростовский. «Жития святых» ǁ azbyka.ru.