Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армения в эллинистическую эпоху. Ни слова о диаспоре

331 год до нашей эры оказался судьбоносным не только для армянского народа, но и для всего античного мира в целом. В северной Месопотамии, у деревушки Гавгамелы, молодой талантливый полководец греко-македонского царского происхождения по имени Александр разбил войска великого и могучего императора персидской Ахеменидской державы Дария III Кодомана, заложив этой победой, как бы невзначай, начало новой эпохи в истории Переднего Востока – эпохи Эллинизма (ок. 331-31 гг. до н.э.).

По всем канонам исторического жанра, в битве при Гавгамелах должна была принимать участие и армянская конница. Согласно договору между Ервандидской Арменией и Ахеменидской Персией, армянские правители каждый год отсылали в царские конюшни персидского двора более тысячи боевых коней, а во время сражений предоставляли вооруженные отряды в размере половины официального войска.

Шарль Лебрен. Битва при Гавгамелах, 1669. Из коллекции Лувра

На этот раз царь Ерванд III и главнокомандующий его войском Михрвахишт (Митраустес) вывели на поле боя 7 000 единиц конницы и 40 000 единиц пехоты. Но, убедившись в потере сражения, они тихо развернули свое войско, вернулись на родину и провозгласили независимость Великой Армении от какого-либо государства в мире. Так Армения вступила в эллинистическую эпоху, в мир независимых государств, процветающих полисов, образования новых политических форм и, как ни парадоксально, укрепления привычного деспотизма одновременно. На древнюю землю великих богов пришли более молодая, более гибкая эллинская экономика, политическая форма управления, культура, религия, мифология. Слияние двух форм существования дала поразительный результат во всем мире, по сути образовав первое в истории евразийское пространство и первый язык межнационального общения – греческий «разговорный» (койнэ).

Для Армении настал период укрепления могущества и процветания. В это время началось бурное градостроительство, как в самой Великой Армении, так и в приграничной Софене (Цопке), и в Коммагене. Хотя войска Македонского не заходили на территорию страны, но (к чести будь сказано) наши правители в лице Ерванда и его полководца решили использовать приграничные земли в качестве форпостов и придали им статус независимых государств. И получается, что в III веке до нашей эры на Армянском Нагорье Ервандиды правили в трех государствах – Великой Армении, Софене и Коммагене. Было построено множество городов – Ервандашат, Ервандакерт, Багаран (храмовый город) – в Великой Армении, в Цопке – Аршамашат и Аркатиокерт, в Коммагене – Самосат и Арсамея. В Турции, на земле исторической Коммагены, на горе Немрут до сих пор возвышаются величавые руины «династического» храма правителей-Ервандидов, где их гигантские статуи представлены в божественном облике рядом с богами греко-эллинистическо-армянского пантеона.

Гробница Антиоха I Коммагенского. Фото: wallhere.com

После 301 года до нашей эры Сирия, Месопотамия и некоторые восточные земли отошли Селевкидам, потомкам военачальника Александра Македонского Селевка Никатора. На армянских границах было относительно тихо. Но в Средиземном море, на полуострове необычной формы, уже поднималась новая сила, которая начинала диктовать свои условия войны и мира. В 190 году до нашей эры римляне нанесли сокрушительный удар государству Селевкидов недалеко от деревушки Магнесия и, в общем-то, положили конец существованию этого государства.

По странному стечению обстоятельств, из селевкидского войска опять отделились два военачальника-стратега со своими отрядами и двинули строго на север – в родную Армению. Это были два брата (или кузена) из царского рода Ервандуни – Арташес и Зарех. Как младшие в роду, они не могли претендовать на трон и скорее всего вели войско, которое было отправлено в помощь союзнику. Но союзника не стало, и «свой» царь оказался беззащитным как перед собственной родней, так и перед собственным войском. Арташес I сел на престол Ерванда Последнего (так называет его Мовсес Хоренаци), а Зарех занял трон Цопка.

Арташес похищает аланскую принцессу Сатеник

В научной историографии Арташес I считается основателем новой династии – Арташесидов.

И тем не менее, множество фактов свидетельствуют о его родственной связи с предыдущими правителями. Хоренаци посвятил множество строк описанию борьбы Арташеса против Ерванда Последнего, но это, скорее всего, было оправданием фактической узурпации трона, чем данью истине. Во всяком случае, государство и народ не только не пострадали, но и выиграли от такой узурпации. Была проведена земельная, административная и военная реформы. Как свидетельствует греческий историк Страбон, «в царствование Арташеса в его стране не было ни пяди необработанной земли». Он стал героем народных песен, идеальным образом государя, построил новую столицу Арташат (если верить Плутарху, по плану великого Ганнибала). Вся эпоха царствования Арташеса у Хоренаци словно окутана золотой дымкой, сладким сожалением утраченного счастья и былой мощи.

«Межевый камень» Арташеса с его полной титулатурой, где он упоминается как Ервандид. Фото: Nune Mkhitaryan

Беда пришла, когда ее не ждали и – откуда не ждали.

В эти золотые годы из дальних земель к юго-восточным границам армянской земли приближались племена парфян, которые довольно скоро основали свое государство – Парфянское царство. При правлении сыновей Арташеса – Артавазда I, а затем и Тиграна I –произошли первые столкновения, которые закончились ощутимыми потерями для армянского народа. И как «залог вечного мира» парфянскому правителю был отдан наследный принц – сын Тиграна I.

Через тридцать лет, в 95 году до нашей эры армяно-парфянскую границу в сопровождении внушительной свиты переступил уже не молодой человек, бывший заложник парфянского царя. Он возвращался на трон деда, взамен уступив Парфии «70 долин» из своих земель. Ему было 42 года, он взошел на трон в возрасте, в котором прежние правители обычно его покидали. Внук Арташеса Великого, сын Тиграна I. Его тоже звали Тигран. Ему было отпущено 40 лет власти, но он пока не знал об этом. И никто не знал. Никто и не мог представить тогда, что этот царский заложник станет Тиграном Великим, а на завоеванных землях его будут почитать как бога…

Тигран II и четыре царя-вассала. Фуссо. Источник: wikimedia.org

Историк, переводчик, преподаватель армянского языка Нуне Мхитарян специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использована картина Пьетро да Кортона «Битва Александра против Дария» (1644/1650) из коллекции Капитолийского музея в Риме