Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

История художника Арменака Анопьяна

Жизнь художника Арменака Оноприосовича Анопьяна была наполнена самыми разными событиями, чаще всего драматическими. Арменак родился в Нахичевани-на-Дону. Это был родной город его отца, известного поэта, переводчика и редактора. Будущий художник с детства был окружён любящими родственниками и прожил счастливую юность. Когда встал вопрос будущей профессии, при всём многообразии своих талантов он выбрал изобразительное искусство.


Способности к живописи перешли Арменаку по наследству. Его отец, дядя и дед хорошо рисовали. В наследство осталось несколько альбомов с их карандашными набросками, акварельными упражнениями и эскизами, которые побудили мальчика заняться живописью.

В 1924 году Арменак Анопьян поступил в Крымское училище изобразительных искусств, где его преподавателем рисунка и живописи стал известный художник-баталист Николай Семенович Самокиш, зарекомендовавший себя талантливым педагогом.

Семья Анопьян возле своего дома. Симферополь. Август 1912 г. Источник

Арменак не поступил на подготовительные курсы ВХУТЕМАСа, поскольку его отца в очередной раз уволили со службы по политическим мотивам, а значит, нужно было подумать о том, как помочь родителям в сложившейся ситуации. Дома он снова начал брать уроки живописи у Николая Самокиша, что сблизило их на все оставшиеся годы. В то время Анопьяну пришлось самостоятельно изучать живопись и зарабатывать на жизнь, работая декоратором.

Постепенно имя Арменака Анопьяна стало приобретать известность в Крыму. В местной прессе стали появляться статьи, посвящённые его творчеству. Так, газета «Керченский рабочий» писала в 1931 году: «Революционная война в России представлена одной из лучших картин выставки Анопьяна "Застигнутый врасплох"..», а в статье «Крымская художественная выставка в Москве», опубликованной в газете "Красный Крым" (1935), было отмечено: «Одним из самых многообещающих молодых художников Крыма является Анопьян. Он создал напряжённую историческую композицию на тему — момент ареста подпольной большевистской типографии. Острая характеристика отдельных лиц, драматизм их поступков и жестов, сплоченность группы решены художником за счет энергичного рисунка и глубоких контрастов света и тени». К сожалению, архивы крымских газет за эти годы не сохранились.

Девочка с кошкой. Работа выполнена в студии Н.С. Самокиша. Симферополь. 1930-е годы. Источник

В те годы он был человеком, полным творческих идей, кандидатом в члены Союза художников Крыма. Благодаря своим статьям и стихам он также был принят в Союз писателей. А ещё Арменак увлекался культурой древних греков, был волонтёром на раскопках, организованных в окрестностях Коктебеля поэтом Максимилианом Волошиным.

В 1934 году отец Арменака, Оноприос Яковлевич Анопьян, скончался. Художник тяжело переживал утрату: «Особенно угнетало то, что мой отец, человек, которого литературоведы называли “армянским Пушкиным", провёл последние годы своей жизни в условиях крайней нищеты, часто недоедая».

Портрет отца (Оноприос Яковлевич Анопьян) Симферополь. 1932 г. Источник

Колесо сталинских репрессий, которое в 1930-е и 40-е годы сокрушило многие судьбы, прошлось и по судьбе Арменака. На его долю выпало множество испытаний, оставивших горький след в его жизни и творчестве. В 1937 году он и группа крымских художников были арестованы по печально известной 58-й статье. На тот момент ему было 29 лет. Арменак Анопьян никого не очернил и не предал. Однако несколько лет, проведённых в тюрьме, серьёзно подорвали его здоровье.

Татьяна Арменаковна вспоминает: «О том, каким тяжелым испытаниям (пыткам, ночным вызовам на допросы) подвергался мой отец, я догадывалась. Но то, что он не просто устоял, но и вышел из застенков ада победителем, поняла сравнительно недавно, обнаружив в семейном архиве пожелтевший от времени листок бумаги. Как же он меня удивил! Это был написанный хорошо знакомым мне папиным почерком официальный запрос в Крымское отделение НКВД, где он смело и открыто интересуется у своих палачей, не сумевших выбить из него лживых признаний, куда они дели изъятые при обыске документы и книги. Книги для папы всегда были единственной ценностью. Смелости для написания этого письма ему прибавляло и то, что они были собраны его отцом и были завещаны им музею литературы и искусства Армении. Книги – книгами... Но для меня болью отзывается и то, что вместе с уникальной дедушкиной библиотекой ушли в небытие и папины работы — картины, этюды, эскизы, документы, письма М. Горького и переписка с М.Волошиным...»

Максимилиан Волошин. Набросок. Коктебель. 1926(27)г. Источник

В 1941 году из-за туберкулеза Арменака не взяли на фронт, а его младший брат Яков (Акоп) умер в первые месяцы войны. 1943 год принес новую катастрофу. В недрах НКВД родилось несколько секретных документов, которые проложили путь к очищению Крыма от всех этнических меньшинств. Вскоре был издан приказ о депортации, по которому вслед за местными татарами были репрессированы все без исключения крымские армяне, греки, итальянцы и болгары. Тысячи людей оказались в Сибири. 

Чтобы вызволить Арменака из ссылки, крымские друзья начали писать прошения на имя наркома внутренних дел Л.П. Берии с просьбой освободить художника. Берии писали председатель оргкомитета Крымской сельскохозяйственной академии Ю.П. Бирзгал, художники Е. П. Савченко, М. Н.Сикулер, В. О. Людовой, заведующий научным отделом Никитского ботанического сада М.М. Степанов и другие. Мартирос Сарьян, хорошо знавший отца художника, также пытался облегчить участь Арменака. В письме, адресованном Лаврентию Берии, Сарьян писал: «Талантливый художник Арменак Анопьян живет в Сибири. И если нет возможности изменить его условия, то Армения готова предоставить ему возможность творить и приносить пользу своей родине». Эти письма остались без ответа.

Триптих. Прокопьевск. Шахтерский поселок. Сибирь. 1945 г. Источник

Вернувшись из ссылки в 1956 году, оставив могилы своей матери и тети в Сибири, Арменак обнаружил, что, хотя он и был реабилитирован, его тем не менее признали «ограниченным в правах». Ему было запрещено проживать в Симферополе и крупных городах России. В то же время его жене Вере Беспаловой, русской по национальности, но добровольно последовавшей за своим мужем-армянином в ссылку, было разрешено жить в Крыму. Арменак, не имея вида на жительство, не мог устроиться на работу. Ситуация была отчаянной. Помогли родственники со стороны отца: тетя Розалия Яковлевна Козодова пригласила его прописаться у неё дома и сделала всё, что было в её силах, чтобы привести психическое состояние племянника в равновесие. Но, будучи человеком с сильно подорванным здоровьем, Арменак Анопьян потерял интерес к общественной жизни, решил не участвовать в творческой и выставочной деятельности Донского региона.

Арменак Анопьян с женой Верой Беспаловой и дочерью Татьяной. Прокопьевск. 5.06.1954 Источник

К счастью, сохранился ряд картин, созданных им в период с конца 1920-х по 1950-е годы. На этих работах изображены Бахчисарай, Алушта, Симферополь, а также суровые сибирские пейзажи, населённые пункты, где художнику пришлось жить в годы вынужденной ссылки — «Сибирские задворки. Прокопьевск зимой», «Сибирская весна. Задний двор»... Из работ военного времени стоит упомянуть картины, показанные в освобождённом Крыму на послевоенных выставках — «Атаки партизан», «Пулеметчик» (обе 1944). 

Источник

Иногда палитра художника внезапно освобождается от напряжённых мрачных тонов и выплёскивает на холст радужные краски базаров и улиц («Шашлычник», «Бахчисарай»). Это, несомненно, свидетельствовало о широком спектре возможностей Арменака Оноприосовича как колориста.

Последние годы Арменак Анопьян посвятил сохранению и систематизации обширных архивов своего отца. Впоследствии они были переданы в Ереванский музей литературы и искусства им. Егише Чаренца.

Арменак Анопьян ушёл из жизни рано, в 1976 году, но был уверен, что сделал все, что было в его силах, чтобы имя отца не кануло в лету. Дочь художника Татьяна Арменаковна не перестаёт скорбеть о творческом наследии своего отца.

Татьяна всё ещё оплакивает те из его рисунков и живописных полотен, которые погибли во время обысков, ссылок, переездов. Она рассказывает: «Наша семья, я и мои дети, храним лишь малую толику того, что было написано моим отцом. Сохранилось около 60 работ. Вот и всё! Как больно это осознавать».

Арменак Анопьян в Прокопьевске, 1947. Источник

В возрасте трёх лет Татьяна Арменаковна приехала вместе с матерью, решившей разделить тяготы ссылки с мужем, в голодный и холодный сибирский Прокопьевск. На протяжении всех школьных лет она несла на себе клеймо «дочери врага народа». Повзрослев, берегла как зеницу ока то немногое, что ей удалось сохранить из семейного наследия: стихи деда, письма, книги, рукописи, картины, карандашные наброски. Груз ответственности перед памятью преследовал Татьяну Арменаковну всю сознательную жизнь.

Постепенно к поиску и сохранению родовых архивов подключились дети и внуки. Им очень важно, чтобы имена поэта Оноприоса Анопьяна и художника Арменака Анопьяна не были забыты. 

В последние годы творчеству Оноприоса и Арменака Анопьянов посвящено много статей в прессе, в музеях проводятся выставки о них и издаются книги.


На обложке: картина Арменака Анопьяна «Наш домик». Прокопьевск. 26.10.1944 г. Источник