Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Культурная жизнь российского Армавира

Вслед за основанием в 1839 году Армавира — нового поселения на юге России — началась история его культурной жизни. Открываются библиотеки, любители театра ставят спектакли, собираются певческие коллективы. О культурной жизни армавирцев рассказывает исследователь Левон Погосян в своей книге «Армянская колония Армавира», с отрывками из которой Армянский музей Москвы продолжает вас знакомить.

Драматический театр М.И. Мисожникова. Армавир, 1911. Фото: humus.livejournal.com


Левон Погосян

АРМЯНСКАЯ КОЛОНИЯ АРМАВИРА

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ АРМАВИРА

2. КУЛЬТУРА

В конце XIX века в Армавире проводится значительная работа по организации библиотечного дела. В это время в Армавире действовали две большие библиотеки — публичная библиотека Общества попечения о детях, которая открылась в конце 1896 года, и библиотека армавирского «Общественного собрания» исключительно для членов собрания, число которых в 1901 году доходило до 174. Первая библиотека в год открытия имела 3463 книги, стоимостью 5802 руб. В 1901 году по сравнению с предыдущим годом доход библиотеки вырос на 35%, что давало возможность увеличить число книг и периодических изданий.

Библиотека «Общественного собрания» в начале XX века имела 1604 книги. Факты показывают, что обеими библиотеками в 1901 году пользовались 1086 человек, или один из 13 жителей. В начале XX века в Армавире действовала также библиотека Военного собрания, которая не выделялась ни количеством книг, ни числом читателей.

Первая типография в Армавире была открыта в 1884 году усилиями канцелярского чиновника из Ставрополя Георгия Пашхуди и нахичеванского мещанина армянина Ивана Яковлевича Алексанова.

В 1918 году число типографий в Армавире уже доходило до пяти, в том числе крупные типографии Мурадова и Соловьева, оборудованные новейшей техникой, и другие.

В научно-исследовательском институте древних рукописей им. Маштоца (Матенадаран) хранится интересная рукопись за № 7461, написанная в 1842 году в Армавире Варданом Геворковым. Работа представляет литературный сборник «Ахтарк» («Недуги»). Первые 15 страниц — таблицы, после которых другие материалы «Ахтарка», затем идет «История и ангел», потом следует написанный армянскими буквами на турецком языке обширный рассказ о Григории Просветителе, несколько молитв из Атанаса и Ефрема, Григора Нарекаци и др. В рукописи в основном копии и переводы. Имеются частные памятные записи, написанные карандашом более поздним автором (стр. 35а, 1918–1919 гг.). Хотя в Армавире не было рукописного очага, однако рукопись сама по себе интересный факт. Автор, несомненно, черкесский армянин, хорошо знающий армянский и турецкий языки.

Появление армянской периодической печати было новой страницей в армянской общественной и культурной жизни Армавира. Первоначально в Армавир попадали лишь случайные номера газет «Мшак» и «Ардзаганк». С 1884 года в Армавире начинают получать номера «Hop-Дара». «Как только стали приходить номера „Нор-дара “, — пишет армавирский автор, — здесь поразились; в газете печатались статьи и хроника об Армавире. Это было новым явлением в нашей общественной жизни, что нас очень радовало».

В самом Армавире первое издание на армянском языке выходит в 1917 году под названием «Карик» («Нужда»), под редакцией Нерсеса Ертевцяна. «Карик» был общественно-литературным и политическим еженедельником. В общественных вопросах «Карик» в основном сосредотачивал внимание на проблемах материального обеспечения беженцев-армян, организации учебного дела и т. д.

В 1918 году в Армавире выходит большевистская газета «Банвори дзайн» («Голос рабочего»), однако вскоре газета закрывается. После установления в Армавире Советской власти, в 1920 году газета вновь выходит в свет как орган армянской секции Армавирской организации РКП(б). Редактором газеты был Аршак Ертевцян.

В 1920 году в Армавире издается армянский коммунистический еженедельник «Банвори карик» («Нужда рабочего»), под редакцией Г. Векиляна, а с 1924 года ежедневная газета «Ашхатанки чанапар» («Трудовой путь»), орган Армавирской армянской секции.

Армянские секции местных организаций РКП(б) явились организатором создания армянской печати в Советской России.

В 1918–1921 годах в различных городах Советской России издавалось 19 армянских газет. Они сыграли незаменимую роль в пропаганде среди армянского населения идей Коммунистической партии и Советского государства.

Будучи тесно связанными с трудящимися массами, газеты выдвигали вопросы, волнующие армянский пролетариат и трудовое крестьянство, способствуя тем самым мобилизации масс.

На русском языке в Армавире выходили с сентября 1914 года «Армавирские отклики», с октября 1914 года «Голос Кубани» и другие издания, которые уделяли большое внимание освещению армянской общественной, экономической, политической и культурной жизни. Еще раньше в Армавире выходили также и другие газеты, принадлежащие разным торговым и общественным организациям, но они не представляют интереса с точки зрения рассматриваемой нами темы.

Доходный дом братьев Богарсуковых. Фото: humus.livejournal.com.

Возводился с 1913 года под гостиницу, театр, склады и магазины. К 1917-му строительство подходило к концу, оставались лишь отделочные работы, которые завершились только в 1929-м. После этого в здании разместился Армавирский дом советов (1930-е)

Армавирская армянская колония не выделяется богатой театральной жизнью. В 1883 году по инициативе артиста Сардаряна ставится в зале дома некоего Аламяна спектакль «Война Вардана», нашедший теплый прием у зрителей. Воодушевленные артисты готовят новый спектакль «Шушаник». В 1888 году группа любителей театра Армавира выступает с программой постановок спектаклей. 14 октября и 23 ноября 1888 года учителя армянских школ Армавира вместе с несколькими молодыми людьми дали два спектакля. Организаторами спектаклей были учителя Тигран Сеферявц и Акоп Галумянц. Интересно, что уже первые спектакли преследовали также благотворительные цели. Доход от обоих спектаклей — 131 руб. — решают передать открывающемуся матенадарану (библиотеке). В упомянутых спектаклях приняли участие также учителя С. Корценянц, П. Мурадянц и Л. Тер-Ованнисян. Армянское общество каждый раз содействовало и субсидировало театральные группы, выражая свою любовь к театру, музыке, вообще к искусству. В современной печати часто можно встретить положительные отзывы об армянской театральной общественности. Публика охотно посещала театр, близко знакомилась с новостями культурной жизни. Театральное искусство способствовало популяризации искусства и музыки среди многонационального и разноязычного населения Армавира.

18 января 1894 года армянские любители также с благотворительной целью в зале местного собрания ставят «Пепо» Г. Сундукяна и его водевиль «Ночное чиханье впрок». Для постановок спектаклей любительские группы занимали зал «Общественного собрания», просторные залы школ и залы частных лиц. В 1908 году строится здание театра Мисожникова, которое сдавалось в наем театральным труппам всех национальностей.

Кроме местных любителей театра, выступали армянские театральные труппы многих городов Кавказа и встречали теплый прием местной общественности. В январе 1901 года с помощью местных любителей театра артисты Саркисян и Ахлатян ставят «Самвел» и «Аршак II». В апреле того же года, возвращаясь из Нового Нахичевана, Бакинская театральная труппа ставит в Армавире «Аслан-Баласи».

На гастроли в Армавир приезжали звезды армянского театра Адамян, Абелян, Зарифян, И. Алиханян, Асмик, О. Гулазян, Нвард, Жасмен, Арус и, наконец, Сирануш. Ованес Абелян всегда был кумиром армянского общества Армавира. Он многократно посещал Армавир. В 1904 году труппа Абеляна ставит в Армавире «Коварство и любовь», «Отелло», «Разбойники» и «Трильби». Труппа была довольно большой. Кроме известных артистов — Майсурян, Андраника, Аветяна, Зарифяна, в труппе участвовали и молодые, такие, как, например, Егиазарян и другие артисты. Примечательно письмо, посланное из Армавира в редакцию «Мшака» в связи с выступлениями этой труппы. Автор отмечает, что посещать провинции с подобной программой нецелесообразно. «Классические пьесы, — пишет автор, — можно ставить, сыграв несколько бытовых пьес, да и те в благоприятных сценических условиях. Театр — это школа, а вы, артисты, — учителя, когда вы едете на гастроли в провинцию, давайте только свет и свет, кроме классических пьес необходимо давать насущный своевременный и свежий материал, который воспитывал бы и поучал, открывал бы новый мир, будил бы новые мысли и новые идеи».

Последний раз Абелян был в Армавире в 1926 году и вместе с местными любителями сыграл в театре им. Луначарского (бывшем театре Мисожникова) в драмах «Намус», «Из-за чести», «Злой дух» и других, лучших его ролях, принесших ему огромную славу.

Потребность посещать Армавир и выступать там испытывали почти все армянские театральные труппы и артисты. «Армавир хотя и обособлен, далек от того, чтобы слышать сладкий родной язык, тем не менее к чести его следует сказать, что в этих неблагоприятных условиях по мере возможности еще хранит родной язык, армянскую душу… Какой большой толчок может получить национальное развитие армавирцев, если у них будет аудитория, армянская печать, армянский театр. С этой целью та или иная армянская труппа должна считать своим долгом ежегодно во время своих весенних гастролей хотя бы на месяц посетить Армавир и давать по крайней мере 8–10 спектаклей. На этот раз мы имели возможность дать только пять спектаклей, которые публика посещала с большим воодушевлением; чем больше привыкнет народ к театру, тем больше он всем сердцем приблизится к нему и через несколько лет это будет потребностью».

В конце XIX – начале XX века армянское любительское театральное искусство широко распространяется как в Закавказье, так и на Северном Кавказе, в городах с армянским населением. В 1907 году по инициативе и силами Анушавана Мелик-Капланова, Александра Яковлева, Мовсеса Джишитова, Ивана Болотина и Тиграна Улубекяна в Армавире организуется первое «Общество любителей драматического искусства».

В уставе Общества отмечалось, что оно имело одну цель — широко распространять среди населения эстетические вкусы. В то же время Общество стремилось основать в будущем в Армавире собственный театр. С целью финансирования театра оно намеревалось организовать с разрешения местных властей любительские спектакли, концерты, литературно-музыкальные вечера.

В конце ноября 1910 года в Армавире проводится неделя, посвященная памяти Льва Толстого: лекции «Литературное утро», представления и т. д. Артистическая труппа Кравченко в театре имени Мисожникова ставит комедию «Плоды просвещения» Толстого и его драму «Власть тьмы».

В конце года любительская труппа Армавира в зале Общественного собрания выступает с драмой «На пороге новой жизни» М. Апиняна и водевилем «200 000» Парнакеса. Та же любительская труппа 14 декабря 1912 года ставит в армавирском кинотеатре «Миньон» пьесу «Аслан-Баласи» с участием артиста Шаэна. В спектакле принимает участие четырехголосная певческая группа местной церкви Сурб Геворк, которая под руководством М. Тарахчяна исполняет русские и армянские песни. Своей игрой выделяются любители Оган (М. Хидишян), Аветик (Ризелян), Саак (Исаакян), Костан (А. Галоян) и Гасанхан (С. Даниелян). В концертном отделении привлекает внимание певица К. Аксендян, блестяще и с большим успехом исполнявшая «Тер Кеццо» и «Бамб воротан».

Забота Советского государства о создании социалистической культуры армянского народа ярко проявилась еще в первые годы Советской власти. В 1918 году группа армянских деятелей (В. Терян, С. Хачатрян и другие), используя печать, создала реальные возможности для основания в Москве драматической студии. Армянская пресса широко освещала роль и значение студии, указывала пути ее предстоящей работы. В эти годы были созданы армянские народные театры в Ростове, Краснодаре, Пятигорске, Майкопе, Армавире, Новочеркасске, Ташкенте и других городах. Армянская печать систематически следила за постановками театров. В своих рецензиях газеты требовали от армянских народных театров каждой постановкой способствовать эстетическому и политическому воспитанию трудящихся.

Благодаря деятельности местных музыкальных школ и концертам гастролеров у армавирцев возникает, особенно в конце XIX века, большой интерес к пению и музыке. Долгие годы с армянской сцены Армавира не слышались армянские песни и музыка, и их возрождение, естественно, должно было вызвать большое воодушевление. Большой популярностью пользовался Н. Шахламанян, который 3 августа 1895 года дал свой первый концерт. Его примеру последовали другие гастролеры-певцы: Амирджан, Мамаджян, Налбандян, Джанпаян, Бархударян и другие. В 1901 году в Армавире дал концерт выдающийся пианист и композитор Николай Тигранян. «Он значительно оживил нас и напомнил наши песни и танцы», — писала по этому поводу газета «Hop-Дар». В Армавире побывал крупнейший армянский композитор М. Екмалян, который дирижировал при исполнении своей знаменитой «Литургии».

Летний клуб в саду Общественного собрания, 1907. Фото: humus.livejournal.com

Одну из интересных страниц культурной жизни армавирских армян представляет история формирования и деятельности местных четырехголосных певческих хоров. Первые хоры появились еще в 70-х годах XIX века. Ованес Кусикян пытается организовать ученический хор, а Тигран Сеферян, окончивший Эчмиадзинскую духовную академию, привозит из Эчмиадзина армянские ноты. Благодаря стараниям учительницы Мариам Макарян ученики школы в 1884 году впервые поют в церкви. Организатором первой четырехголосной группы в Армавире был Хачатур Кара-Мурза (1896 год). Затем с хоровыми концертами выступали В. Нахапетян, А. Манукян, студент Давтян, Е. Багдасарян и другие. В 1898 году в Армавир приглашается Симон Шаганян — организатор и руководитель певческих хоров в армянских церквах. Он в течение 12 лет со своим четырехголосным хором давал в Армавире концерты, при этом со сцены звучали, кроме армянских, русские, турецкие, грузинские и черкесские песни. 21 апреля 1901 года под руководством С. Шаганяна состоялся армянский концерт, прошедший с огромным успехом. Для говорящих на черкесском языке певцов и певиц Шаган-Симон в 1900 году издает крупными буквами в стихотворной форме песни-литургии. Затем эта книжка издается пять раз и распространяется для певческих хоров всех армянских церквей Кавказа. В 1905 году хор разрабатывает и представляет на утверждение «Устав армянского церковного хора Армавира», состоявший из 16 пунктов. Армавирский четырехголосный хор отличался и своей благотворительной деятельностью. Он выдавал пособия армавирским студентам, учившимся в учебных заведениях Ростова и Тифлиса. Материально помогал церквам, эвакуированным в Армавир армянским воинам, выдавая им денежные пособия и устраивая для них обильные угощения, помогал приезжавшим в Армавир известным певцам и актерам. Дело, начатое Симоном Шаганяном, с 1911 года (после отъезда его из Армавира) продолжает М. Тарахчян.

Армавирская армянская община выделялась также своими деятелями культурно-просветительной жизни. Николай Ростованян, по специальности бухгалтер, был также тружеником на литературном поприще.

В начале XX века для Армавира и армавирцев многое сделал юрист по профессии Джават-бек Балугян. Одновременно он занимался литературной деятельностью.

Достойно упоминания имя Левона Гянджецяна — педагога-лингвиста, который написал интересные работы по лингвистике на немецком языке.

Многие общественно-политические деятели Армавира принимали активное участие в культурно-просветительной жизни колонии. Управляющий торгово-промышленным банком, полномочный представитель Армении в Кубанской области и экономист Овсеп Ярвалян в 1917 году избирается председателем образовательной секции армянского культурного союза.

Секция под его председательством приняла меры по урегулированию вопросов обучения в армянских школах, в том числе постановила, что армянский язык является обязательным предметом в школах Армавира.

Страстным сторонником организации школьного дела и просвещения был торгово-промышленник Саркис Топчян, который завещал достаточную сумму для открытия школы в Армавире или на его родине — в Александрополе.

Известный французский романист Анри Труайя (Лев Тарасов) родом из армавирских армян. Предки его были известные в Армавире богатые торгово-промышленники Тарасовы. Отец Труайя — богатый торгово-промышленник, Аслан Тарасов в годы первой русской революции, с семьей переселяется в Москву. Здесь же в 1911 году родился Анри Труайя. В 1920 году семья Тарасовых переселяется в Париж, где девятилетний Лев начинает посещать французский лицей.

Итак, не мало усилий стоило армавирским армянам создать и развить учебное дело, организовать библиотеки, театр, певческие хоры.

Разбросанные по всей Черкесии армяне в короткий промежуток времени, объединив свои усилия, сумели воссоздать и освоить традиции армянской культуры. Естественно, все это уже происходило под непосредственной поддержкой русской культурной среды и их соотечественников-армян.


Источник: Л.А. Погосян. Армянская колония Армавира. — Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1981.