Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

К 180-летию Архипа Куинджи: что связывает русского художника с армянской живописью

27 января 1842 года родился Архип Куинджи – выдающийся художник, мастер пейзажа, автор знаменитой «Лунной ночи на Днепре». Масштабная выставка мастера, которая проходила три года назад в Третьяковской галерее, едва не обернулась исчезновением одного из шедевров, который украли, сняв прямо со стены.
Популярным Куинджи стал еще при жизни – и сейчас его полотна можно увидеть более чем в 20 музеях мира, в том числе в Национальной галерее Армении и Метрополитен-музее. И хотя гонорары творца были высокими, жил он скромно, занимаясь благотворительностью и помогая молодым художникам, среди которых был и внук Ивана Айвазовского – даже несмотря на непростые отношения с прославленным маринистом.

Виктор Васнецов. Портрет Архипа Куинджи. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Айвазовский и Куинджи

Семья Архипа Куинджи была бедной, поэтому хорошего образования он не получил, да и живописи учился самостоятельно. Рано осиротев, мальчик с самого детства был вынужден работать, а в свободное время рисовал – на заборах и обрывках бумаги. Талант начинающего художника заметили знакомые и посоветовали обратиться к Ивану Айвазовскому.

Архип Куинджи. Закат солнца в лесу, 1878. Из коллекции Национальной галереи Армении

О встрече двух творцов существует несколько легенд, однако неизвестно, можно ли считать хоть одну из них правдивой. Говорят, что в 1865 году Куинджи пешком пришел из Мариуполя в Феодосию – учиться у легендарного мариниста. Одна из историй гласит, что Айвазовский то ли не разглядел его таланта, то ли не знал, что делать с ничего не умевшим молодым человеком, и – поручил красить забор. Согласно второй версии, Айвазовский был в отъезде, когда Куинджи прибыл к нему, поэтому тот сам предложил помочь, пока не вернется прославленный мастер. Снова оказавшись в Феодосии, маринист сказал, что не может обучать молодого художника лично, и посоветовал отправиться Петербург, вручив рекомендательное письмо для Императорской академии художеств. И по третьей легенде, Куинджи все-таки удалось недолго проучиться в открытой Айвазовским Общей художественной мастерской в Феодосии.

Архип Куинджи. После грозы. Из коллекции Национальной галереи Армении

И если одна из этих историй правдива, Архип Куинджи в обиде на Ивана Айвазовского все равно не остался. Спустя годы, став академиком, пейзажист даже взял в ученики его внука Михаила Латри.

Куинджи и Башинджагян

Главным, или по крайней мере самым узнаваемым, шедевром Куинджи называют «Лунную ночь на Днепре» – картину, над загадкой свечения которой ломало голову семейство Бенуа, и которую князь Константин Константинович купил за невероятную по тем временам сумму в пять тысяч рублей.

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880. Из коллекции Государственного Русского музея

«Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает ее на далекое расстояние, верст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещенная луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блестящей ярким светом посреди ночной темноты. Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение; я глубоко полюбил эту картину и мог бы многим для нее пожертвовать. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина», – так эту картину описывал Константин Романов.

Разумеется, полотно не могло не оказать влияния на других художников, не только обучавшихся у Куинджи, но и унаследовавших его традицию. Одним из поклонников его творчества был армянский мастер пейзажа Геворк Башинджагян. Так, и его луна на картине «Батуми в летнюю ночь» сияет мягким, фосфоресцирующим светом.

Геворк Башинджагян. Батуми в летнюю ночь. Из коллекции Государственного Музея Востока. Фото: oshanbo.livejournal.com

Куинджи в Национальной галерее Армении

В главной картинной галерее Армении хранится по меньшей мере три работы прославленного российского живописца. Среди них – «Закат солнца в лесу» и «После грозы».

А осенью 2018 года в Государственной Третьяковской галерее открылась крупнейшая более чем за четверть века выставка Куинджи, на которой были представлены более 180 произведений из 23 музеев и одной частной коллекции. Но событие стало знаменательным не только поэтому. Картину «Ай-Петри. Крым» похитили прямо из музея – разразился крупный скандал, но к счастью, полотно нашли на следующий же день.

Архип Куинджи. Ай-Петри. Крым, 1898-1908. Из коллекции Государственного Русского музея

Подготовлено по материалам: theartnewspaper.ru, iz.ru, armeniasputnik.am, kommersant.ru, artguide.com, wikipedia.org

Обложка: И. Н. Крамской. Портрет А. И. Куинджи, 1870-е. Из коллекции Музея-квартиры А. И. Куинджи