Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Антон Севрюгин — придворный фотограф династии Каджаров

Антон Севрюгин — придворный фотограф династии Каджаров при дворе Наср эд-Дин шаха. Он принадлежал к первому поколению персидских мастеров, давших начало фотоискусству внутри страны.

Севрюгин был одним из самых влиятельных и почитаемых деятелей в сфере фотографии: его подход предполагал игру со светом и тенью, работу с костюмами и художественным наполнением. Его считают основателем иранской фотографии: при жизни шах даровал титул хана за высокое мастерство, а также наградил Антона Севрюгина орденом «Льва и Солнца» и допустил к съемкам в шахском гареме.

С конца XIX века со стороны персидских правителей возник интерес не только к балету, театру и достижениям мировой науки, но и к фотографии. Любовь Наср эд-Дин шаха к искусству способствовала развитию творческих направлений в Персии.

В Тегеране Севрюгин открыл фотоателье, которое пользовалось большим спросом: европейские путешественники и исследователи стремились попасть в эту студию и приобрести альбомы, отражающие внутреннюю жизнь страны. Фотоателье работало с конца 1870-х годов до 1933 года. Хотя Антон Севрюгин был известным портретистом, снимал не только в студии, но и в полевых условиях, снимая жизнь разных общин и странствующих дервишей. Важное место занимала также съемка исторических памятников и ландшафтов.

Всего насчитывают около 7000 негативов, с которых сохранилось только 2000. Многие кадры пострадали или были украдены ещё при жизни Севрюгина. В 1925 году уцелевшие фотографии были конфискованы новым шахом — Резой Пехлеви.


Антон Севрюгин. Источник.

Антон Севрюгин вырос в армяно-грузинской семье. Отец фотографа, Василий Севрюгин, был востоковедом и дипломатом. Он окончил Лазаревский институт восточных языков, изучал персидский язык, интересовался культурой и историей региона, поэтому всю свою жизнь связал с Ираном. Фамилию Севрюгян дипломат сменил для своей работы, что было достаточно распространенным явлением в тот период. 

Долгое время Василий Севрюгин работал при посольстве царской России в Тегеране. Хотя семья известного фотографа всегда была связана с персидским контекстом, детство Антона Васильевича прошло в Грузии. Мальчик рано лишился отца, поэтому воспитанием занималась мать, Ачин Ханум. Так как женщина одна не могла воспитывать и содержать всю семью, они были вынуждены покинуть Тегеран и отправиться в Тифлис, где жили родственники со стороны матери. По некоторым данным, какое-то время семья жила в Агулисе. В Грузии Антон Севрюгин изучал искусство, часть его юности прошла в Тифлисе. Именно там он познакомился с фотографом Дмитрием Ермаковым, который сподвигнул вернуться в Тегеран и заниматься фотографией. В 1870 году Антон отправился через Закавказье в Персию. Документальная съемка стала призванием Севрюгина, хотя совершенства он достиг и в студийной съемке.

Антон Севрюгин изображал членов правящей семьи, а также фотографировал нищих странников, документировал жизнь обычных людей: от армейских офицеров до религиозных деятелей. Антон Васильевич много снимал представителей разных общин: армян, грузин, курдов, ассирийцев, евреев и других. Благодаря его фотографиям можно составить представление о жизни разных слоев общества в период правления династии Каджаров.

Работы фотографа привлекали международное внимание: многие этнологические музеи Европы приобретали портреты для своих научных собраний. Важно отметить, что Севрюгин также совершал поездки по стране, чтобы задокументировать ахеменидские и сасанидские рельефы и гробницы.

Во время конституционной революции 1908 года ателье Антона Севрюгина было разорено и разрушено. Из обширного собрания, состоявшего из 7000 снимков, сохранились лишь 2000, часть которых была позже конфискована Резой Пехлеви. Новая власть стремилась уничтожить образ, закрепившийся за время правления Каджаров. Хотя многие негативы были утеряны, а часть изъята Мария Севрюгина, дочь фотографа, смогла заполучить некоторые из них.

В Персии Севрюгин не только стал известным портретистом и документалистом, но и обрел счастье, женившись на иранской армянке Луизе Гургенян, в браке с которой родилось семь детей. Армянский вариант фамилии вернул его сын, Андре Севрюгян — художник по прозвищу «Дервиш». В 2015 году в Армении прошла выставка работ из личной коллекции Эммануэля Севрюгяна, внука известного фотографа, передавшего в дар более 100 работ Антона Севрюгина и Андре Севрюгяна. Их снимки и картины хранятся в Музее Матенадарана.

В своё время Антон Васильевич был известен, но после смерти его имя долгое время было в тени. Положение изменилось только с 1980-х годов, когда английские ученые начали внимательное изучение энциклопедического наследия придворного фотографа: от портретов до ландшафтов и памятников. Сейчас Антон Севрюгин занимает важное место в истории мировой фотографии, а его снимки представляют исследовательскую ценность.


Источник всех изображений: The Nelson Collection of Qajar Photography

Л. С. Гущян, И. Татчарян. Образы Ирана в фотографиях А.В. Севрюгина из фотоколлекций МАЭ РАН. // Иллюстративные коллекции Кунсткамеры Вып. 2. 2019.

У. Красберг. Антуан Севрюгин: образ эпохи Каджаров. 2012.

И. Татчарян. Творчество Антуан-хан Севрюгина. 2013.