Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Арарат Саркисян: художник без границ

Армянский художник-экспериментатор Арарат Саркисян всегда находится в процессе поиска новых форм самовыражения и смело разрушает устоявшиеся границы. Его творчество — это непрерывное движение и смешение стилей: от древних техник создания бумаги до современных инсталляций. Его работы, сочетая постмодернистские, концептуальные и абстрактные элементы, уникальным образом переосмысливают древние культуры.

Арарат Ваникович Саркисян родился в 1956 году в Гюмри в простой семье, далёкой от искусства. Будущий художник с детства проявлял творческие способности: лепил фигурки из пластилина, посещал Дворец пионеров и художественную школу. После службы в армии он стал вольным художником, преподавал и работал оформителем в театре. После землетрясения 1988 года переехал в Ереван. Получив художественное образование в Гюмри и Ереванском художественном училище им. Терлемезяна (1975), он стал членом престижных международных организаций — Европейской академии естественных наук и Международной ассоциации искусств, а также получил звание заслуженного художника Республики Армения.  Его работы экспонировались на ведущих площадках мира: от Гюмри и Еревана до Касселя, Мадрида, Марселя, Москвы, Парижа, Пуатье и Токио. Заметными вехами в его карьере стали выставка «Современное армянское искусство» в Центральном Доме Художника в Москве (1994) и участие в Венецианской биеннале (2013).

Арарат Саркисян. Источник

Творчество Арарата Саркисяна — это многогранный и глубоко символичный мир, где переплетаются древние традиции и современные концепции. Его масштабный проект «Архетипы», созданный в конце прошлого века, представляет собой впечатляющую коллекцию редких и забытых языков, алфавитов, древних текстов и петроглифов, выдавленных на бумаге ручного производства. Эта работа, экспонировавшаяся по всему миру, передает ощущение первозданности, соединяя шумерский, арамейский, иврит, майя, хеттский, корейский языки и скандинавские руны в мощный символ культурной преемственности. Знакомство с арабской техникой изготовления бумаги в Иордании стало для него важным открытием, позволившим создавать собственную фактурную бумагу, идеально подходящую для воплощения его замыслов.

Серия «Архетипы» Арарата Саркисяна. Источник

Работа Арарата Саркисяна, представленная на выставке «В поисках рая» в Венеции. Источник

Работа Арарата Саркисяна, представленная на выставке «В поисках рая» в Венеции. Источник

Работа Арарата Саркисяна, представленная на выставке «В поисках рая» в Венеции. Источник

Работа Арарата Саркисяна, представленная на выставке «В поисках рая» в Венеции. Источник

Особенная бумага была использована и в серии «Хачкары», созданной в ответ на варварское уничтожение армянского некрополя в Джуге. Саркисян воссоздал 36 хачкаров (по числу букв армянского алфавита), используя фотографии и деревянные матрицы. Эти работы — не просто копии, а самостоятельные произведения, хранящие «душу» древних памятников.

Работа Арарата Саркисяна из серии «Хачкары», представленная на выставке «В поисках рая» в Венеции. Источник

Работа Арарата Саркисяна из серии «Хачкары», представленная на выставке «В поисках рая» в Венеции. Источник

Ещё один проект Саркисяна — «Лендута» —  посвящён родному Гюмри. Вот что художник рассказал о проекте в одном из интервью:

«Эти картины представляют собой изображения с детальным изображением повседневного городского пейзажа моего любимого города Гюмри. Заворожённый красотой Венеции, я поначалу хотел написать свою серию венецианских пейзажей, но передумал. Все эти великолепные дворцы, каналы, написанные разными мастерами в самые разные времена, настолько врезались в память, что, казалось, я уже писал их много раз. Гюмри же — один из старейших городов Кавказа — представлен в изобразительном искусстве лишь немногими отдельными работами, хотя архитектура его досоветских построек, сама городская структура интересны и по-своему уникальны. Гюмри не похож ни на один город мира, это совершенно другой кусок земли, у него собственная неповторимая душа. Я родился в этом городе, пропитан им весь и навсегда. Серия составила 54 картины. Я приготовил выпуск открыток этих работ, на одной стороне — картина, на другой — текст: интересные житейские истории, колоритные диалоги, передающие и саму атмосферу жизни города, и тонкий юмор гюмрийцев. Идея с текстом родилась у меня после встречи с бывшим гюмрийцем, уже более 20 лет живущим в Лос-Анджелесе, но так и не прикипевшим к нему сердцем: «разве это город, здесь даже площади нет» — жаловался он».

Арарат Саркисян — не только талантливый художник, но и активный участник культурной жизни Армении и мира. Однажды он даже выступил инициатором «окказиональной» выставки:

«В Ереване у меня есть мастерская. Рядом с ней находился английский магазин красок «Лейланд пойнт-компани», куда, бывало, я заходил и покупал необходимые мне для работы средства. У них был такой барабан, который вращаясь смешивал краски, создавая необходимые цвета и оттенки, которые для пробы наносились на стоящие поодаль гипсокартоны. На гипсокартонах появлялись очень красивые изображения. Я спросил у них, что они делают с этими гипсокартонами, когда они уже заполнены. Выяснилось, что их просто выбрасывают. Я предложил им купить у них по 1000 драмов каждый картон. В результате, набралось штук 40. Была одна галерея, которой я предложил выставку, выдумав, что у меня есть друг — художник, живущий в Швейцарии, по фамилии Лейландсон, который создает очень необычные картины. Когда в галерее я показал мои гипсокартоны, они им очень понравились. Я составил биографию Лейландсону, придумал ему образование. Состоялась очень шумная выставка. Многим художникам она очень понравилась. На выставке присутствовал даже мэтр Генрих Игитян, который заявил, что Лейландсон — чудесный художник. В галерее, в соседней секции я выставил видео, которое рассказывало зрителям, какую фальсификацию я устроил. После выставки я перенёс эти картины в свою мастерскую в Бюракане».  

Помимо многочисленных выставок, Арарат Саркисян известен созданием уникальных рукотворных книг — редкое явление в армянском искусстве. Все рукотворные книги имеют свои полиграфические аналоги, делая искусство Саркисяна доступнее широкой публике. Кроме того, он издал 12 каталогов и книг, две из которых («Жанровое пространство» и «Сасунци Давид») получили признание как лучшие книги об искусстве в СНГ. Его работы хранятся в престижных музеях Армении, России, Кипра, Сингапура и Иордании, подтверждая международное признание его таланта.


Обложка: Арарат Саркисян. Источник

Источники:

  1. Арарат Саркисян: «Сложно только первые 40 лет»;

  2. ДЛЯ АРАРАТА САРКИСЯНА ГЛАВНОЕ — ИДЕЯ;

  3. Выставка Арарата Саркисяна «В поисках рая» в Венеции.