Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Балет «Спартак» Арама Хачатуряна

Сейчас балет «Спартак» — одна из визитных карточек Большого театра, одна из самых крупных постановок, которую знает даже далекий от искусства человек. Но какой путь прошёл «Спартак» Хачатуряна? Рассказываем в нашем новом материале.


У Хачатуряна всегда было особенное отношение к балету. Как он пишет: «Балет в его лучших творениях я считаю великим искусством. В нём можно выразить всё многообразие жизни человека, богатство его душевных переживаний».

Ориентиром в создании балета для композитора служило несколько имён. Это Петр Чайковский, Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев. Они являли собой то, к чему стремился Хачатурян, когда начал работу над своей партитурой. Чайковский для Хачатуряна — основа музыкально-хореографического искусства, Стравинский — новые сюжеты и интерпретация фольклорных тем, а Прокофьев — «дерзновенная смелость» и новаторство в обращении в работе с классическими сюжетами.

Балет «Спартак» стал воплощением композиторского мастерства Хачатуряна. Как пишет музыковед Тигранов: «Создавая балет, Хачатурян, мыслил его не только симфонию звуков, но и как симфонию танца». Работу над ним Арам Ильич начал еще в 1933 году, по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н.Д. Волковым и балетмейстером И.А. Моисеевым. Композитор задумывал эту постановку как монументальный героический спектакль.

Хотя работу над спектаклем Хачатурян начал до войны, поставить на сцене удалось только в 1956 году.

Арам Хачатурян во время записи музыки к балету "Спартак" в студии звукозаписи в Московской консерватории, осень 1976 года. Источник: Риа Новости.

Почему Спартак? Идея сюжета возникла в 1930-е годы, когда балету нужен был новый героический образ, что было связано и с требованием в «социалистической реконструкции». Такая реформа изначально касалась драматургии, потому что нужны были идеалы и реальные герои, которые более применимы к действительности. Вдохновение древнеримским сюжетом в истории театра берёт свое начало с 1920-х годов, но в балете эта тема была воплощена на сцене только после войны.

Имя античного героя Спартака, вождя римских рабов, стало символом борьбы за свободу, такой образ героя был интересен Араму Ильичу. В одной статье он пишет: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание».

Как пишет исследователь Тигранов:

«Основная идея балета — идея борьбы за свободу, основной драматургический конфликт — столкновение рабов, восставшего народа с рабовладельческим, патрицианским Римом раскрываются в многообразных сюжетно-тематических линиях. Главная из них — зарождение и подъем восстания рабов, возглавляемых Спартаком, усиление противоречий, присущих этому освободительному движению, подавление его, гибель Спартака. Наиболее значительные дополняющие линии —взаимные любовь и преданность Спартака и Фригии, страсть Гармодия к Эгине и его предательство взаимоотношения Спартака и военачальников его воинов».

Арам Ильич Хачатурян (1903 г. р.) (справа) и главный дирижер Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Борис Игнатьевич Афанасьев (1920 г. р.) перед премьерой балета "Спартак". Источник: Риа Новости.

«Спартак» — балет в 4 актах 9 картинах. Оригинальный сценарий балета был написан драматургом Николаем Волковым, литературной основой для сценария послужили различные исторические материалы и художественные произведения. В свою постановку Хачатурян вложил свои впечатления от поездки в Рим, где был в 1950 году — в этом году он начал работу над партитурой к балету.
Хачатурян написал на первой странице партитуры: «Приступаю с чувством огромного творческого волнения». А на последней странице, — «Три с половиной года длилась работа над «Спартаком», работал преимущественно летом; в общей сложности «Спартак» написан в 8 месяцев. Окончил 22 февраля 1954 года».

Спектакль был поставлен хореографом Леонидом Якобсоном в Ленинградском театре оперы и балета, премьера состоялась 27 декабря 1956 года, а в 1958 году был перенесён на сцену Большого театра. После Якобсона постановку фактически полностью изменил Григорович, поменяв местами некоторые сцены, что не сразу понравилось Хачатуряна — композитор не хотел, чтобы были изменения в его задумке, но интерпретация была настолько успешной, что со временем Арам Ильич принял эту версию, известную нам как одну из самых лучших по сей день.


Балерина Майя Плисецкая и композиторы Родион Щедрин, Арам Хачатурян и Нина Макарова (справа налево) после балета "Спартак". Источник: Риа Новости.

Майя Плисецкая в балете «Спартак»

Нина Тимофеева и Марис Лиепа

За кулисами Государственного академического Большого театра СССР после балета "Спартак". Источник: Риа Новости.

Фото взяты из Риа Новости.


На обложке — Майя Плисецкая в балете «Спартак». Источник: Shchedrin Foundation Gallery

Источники:

Тигранов Г.Г. Балеты Хачатуряна. Л. 1974