Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Ара Прекрасный — армянский Гильгамеш?

Армянская мифология зачастую побуждает ученых искать корни смыслов в мифах других народов. Все боги и герои армянского пантеона, так или иначе, связаны с древневосточными, шумеро-аккадскими, вавилонскими и ассирийскими божествами или имеют эллинистическую основу. Все эти факторы чаще всего влияли на то, как формировался образ и культ того или иного бога, или преобразовывались сведения о способностях героев. Рассказ Армянского музея Москвы об Ара Прекрасном. По мнению исследователей древности — истоки сотворения легенды об Ара Прекрасном следует искать в аккадском «Сказании о Гильгамеше» или поэме «О все видавшем».

Вардгес Суренянц. «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год. Источник: wikiart

Образ Ара Прекрасного имеет под собой достаточную мифологическую основу. Однако, как считает профессор Мартирос Ананикян, автор книги «Мифы Армении», этот герой довольно сильно пострадал из-за переделок древних ученых, стремившихся эллинизировать мифы в угоду конъюнктуре.

Рассказывают, что после смерти Нина, царя Ассирии, Семирамида, услышав о красоте Ара, решила его соблазнить. Однако, Ара отверг ее ради сохранения верности своей любимой жене Нварт. Разъяренная Семирамида решила отомстить и выступила против Ара войной. Она велела воинам пленить Ара, доставив его к ней живым. Однако, бой был кровавым и беспощадным, и Ара погиб в неравной схватке, защищая свои пенаты. На исходе дня его безжизненное тело нашли среди убитых и перенесли во дворец. Семирамида надеялась с помощью магии, а она молилась псоглавым духам Аралезам, вернуть к жизни Ара. Согласно мифу, волшебные псы обладали способностью зализывать любые, даже смертельные раны.

Мовсес Хоренаци отмечал, что Ара не воскресал из мертвых, однако в оригинальном мифе, согласно объяснениям ученого, есть некие обстоятельства, о которых он упоминает: Семирамида не могла смириться со смертью Ара и когда его тело начало разлагаться, она облачила одного из своих любовников в одежду Ара и притворилась, что боги исполнили ее желание. В одной из версий мифа даже сказано, что Ара вернулся к жизни и продолжил мирно управлять армянским народом. По сути, Семирамида нашла заместительного Ара. И даже воздвигла своим богам статую в благодарность за проявленную благосклонность.

Аралез — мифическое существо. Источник: maximus

Ещё одна версия истории Ара изложена в «Республике» Платона. В финале этого труда он рассказывает о том, что некий памфилийский герой по имени Эр, сын Арминия, «погиб в сражении, а когда на десятый день после него с поля уносили трупы, уже неузнаваемые, был поднят и принесен домой, и перед тем, как его уже готовились сжечь на погребальном костре, ожил и, ожив, поведал о том, что видел до своего воскресения». Профессор Ананикян указывает на «пространное эсхатологическое рассуждение», которое следует за текстом, и считает, что оно имеет фракийскую или фригийскую основу, «так как эти народы особенно прославились своими раздумьями о будущей жизни».

По версии ученого, памфилийское происхождение Эра, как и армянская версия той же самой истории, вместе взятые, позволяют говорить о том, что миф скорее армянский (или фригийский), чем памфилийский, хотя по какой-то странной случайности он попал в Грецию из памфилилйского источника. Образ Семирамиды, как считает профессор Ананикян, служит популярным или научным дополнением к мифу. Он выдвигает предположение, что битва была представлена в оригинале так, будто ее причиной была обманутая женщина или богиня.

Аккадская статуя в Лувре, в отделе Древнего Востока. Источник: wikipedia

Центром мифа Ананикян считает непосредственно рассказ о жизни после смерти. Армянская версия напоминает ту часть эпоса о Гильгамеше, в которой Иштар появляется в кедровнике, охраняемом Хумбабой, чтобы соблазнить Гильгамеша, героя или полубога, обладающего чертами бога солнца — в роли Таммуза. Гильгамеш отверг притязания Иштар. Упоминает профессор и Эабани (Энкиду) — первочеловека, «повернувшегося к цивилизации благодаря женской любви». Он принимает участие в похождениях Гильгамеша и сражается с ним против Иштар, а священный бык послан Ану, чтобы отомстить за оскорбленную богиню. Эабани, раненный в этой битве, погибает. И Гильгамеш решает отправиться в Царство мертвых, чтобы найти цветок вечной жизни. Он встречается с Эабани, явившимся сообщить ему о том состоянии, в котором пребывают усопшие, и о том, с какой заботой и вниманием они должны быть похоронены, чтобы жизнь их в Аралу (Царстве Гадеса) стала хотя бы выносимой.

Профессор Оксфорда Арчибальд Сейс — ассириолог, исследователь Древнего Востока — предполагал, что Ара может восходить к богу солнца Эра из бийанских мифов, отраженных в надписях.

Завершает свое исследование посмертного мифа Ананикян выводом, что история Ара восходит к этому вавилонскому эпосу, но два героя Гильгамеш и Эабани сливаются в нем воедино.

Статья написана по материалам книги «Мифы Армении» М.Н. Ананикяна (Центрполиграф, Москва, 2020 год)

В оформлении обложки использована картина Вардгеса Суренянца «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год. Источник: wikiart