Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Антон Чехов и армяне: дружба писателя с Александром Спендиаровым

Русский драматург Антон Чехов связан с армянской культурой гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Образ армянской семьи – в его рассказе «Красавицы», армянского хутора в Приазовье – в повести «Степь», а купеческая семья армян встречается в «Дуэли». В 1898 году писатель принял участие в издании сборника «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам», раскрывавшим ужасающие масштабы убийств 1894-1896 годов. В Крыму Антон Чехов познакомился с Иваном Айвазовским и Вардгесом Суренянцем, который, кстати, подарил ему несколько своих работ. Там же писатель сблизился с Александром Спендиаровым. Подробнее – в материале Армянского музея Москвы, посвященного дню памяти писателя.

Антон Чехов в Ялте, 1901. Фото: wikimedia.org

Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. Это была именно та красота, созерцание которой, бог весть откуда, вселяет в вас уверенность, что вы видите черты правильные, что волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармонический аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту; вам кажется почему-то, что у идеально красивой женщины должен быть именно такой нос, как у Маши, прямой и с небольшой горбинкой, такие большие темные глаза, такие же длинные ресницы, такой же томный взгляд, что ее черные кудрявые волосы и брови так же идут к нежному белому цвету лба и щек, как зеленый камыш к тихой речке; белая шея Маши и ее молодая грудь слабо развиты, но чтобы суметь изваять их, вам кажется, нужно обладать громадным творческим талантом. Глядите вы, и мало-помалу вам приходит желание сказать Маше что-нибудь необыкновенно приятное, искреннее, красивое, такое же красивое, как она сама. <…>

Ощущал я красоту как-то странно. Не желания, не восторг и не наслаждение возбуждала во мне Маша, а тяжелую, хотя и приятную, грусть. Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон. Почему-то мне было жаль и себя, и дедушки, и армянина, и самой армяночки, и было во мне такое чувство, как будто мы все четверо потеряли что-то важное и нужное для жизни, чего уж больше никогда не найдем. Дедушка тоже сгрустнул. Он уж не говорил о толоке и об овцах, а молчал и задумчиво поглядывал на Машу.

(А. Чехов. Красавицы, 1888)


Дом Чехова в Ялте, 1899. Фото: wikimedia.org

Антон Чехов перебрался из Москвы в Ялту осенью 1898 года – поправить здоровье. Там писатель решил построить дом, куда он переехал спустя год вместе с сестрой и матерью (супруга Ольга Книппер оставалась в Москве – так решил сам драматург). В том же 1899-м Антон Чехов впервые встретился с Максимом Горьким, познакомились же писатели заочно по переписке годом ранее.

В конце XIX – начале XX века Ялта притягивала ярчайших представителей культуры Российской империи: в Гаспре жил Лев Толстой, по городской набережной прогуливались Леонид Андреев и Александр Куприн, над иллюстрациями к «Бахчисарайскому фонтану» работал Вардгес Суренянц… Туда же переехал и Александр Спендиаров, который начал проводить музыкальные вечера, ставшие традиционными.

«Одним из посетителей “спендиаровских вечеров” был Максим Горький. Александр Афанасьевич познакомился с ним в 1902 году», – делилась Марина Спендиарова, дочь композитора. Кстати, спустя год музыкант сочинил балладу на песнь в стихах «Рыбак и фея», в шутку написанную Горьким.

Александр Спендиаров. Фото: wikimedia.org

Александр Спендиаров и Антон Чехов сблизились в Крыму, на даче Максима Горького, отмечал филолог Михаил Амирханян [судя по всему, это произошло в период с 1902 по 1904 гг. – прим. ред.]. В своих воспоминаниях композитор подчеркивал сердечное отношение Горького к Чехову: «Я не знаю, можно ли было больше любить Чехова, чем любил его Горький. Внимательный и любезный со всеми, он особенно нежен был с Антоном Павловичем».

А свет на взаимоотношения писателя и композитора проливают воспоминания Марины Спендиаровой: «К сожалению, Антон Павлович у нас дома не был. В эти годы он тяжело болел. Из воспоминаний моей матери и Веры Ефимовны Голубининой, Спендиаров нередко сиживал с Антон Павловичем на лавочке около книжного магазина Синани (Ялта) или около музыкального магазина Пфейфера, гулял вместе с ним и Горьким по набережной, встречался в городском саду на концертах симфонического оркестра».

Антон Чехов и Максим Горький в Ялте, 1900-1901. Фото: gorkiy-lit.ru

В 1910 году Спендиаров написал мелодекламацию «Мы отдохнем» к пьесе Чехова «Дяня Ваня». Спустя два года за эту работу композитор был удостоен Глинкинской премии.

Однако с этим произведением Антону Павловичу уже познакомиться не удалось. 15 июля 1904 года 44-летний писатель скончался. Чехов долгие годы страдал от болезней легких, и считалось, что причиной его ухода был туберкулез. Но в 2018 году, после новых исследований, ученые пришли к выводу, что жизнь русского драматурга оборвалась из-за кровоизлияния в мозг, вызванного тромбом.

Антон Чехов в Ялте, 1902. Фото: wikimedia.org

Подготовлено по материалам: Чехов А. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т., 1974-1982; А.П. Чехов: русская и национальная литературы. Материалы к международной научно-практической конференции 26-27 марта 2010 г.; Спендиарова М. Спендиаров, 1964; Громов М.  Переписка А.П. Чехова: В 2 т. Т. 1, 1984; Чехова М. Дом-музей А.П. Чехова в Ялте. Мемуарный каталог-путеводитель, 1953