Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Животные в армянской миниатюре. Почему страницы рукописей украшали аисты и быки

Таблицы канонов достаточно рано привлекли внимание художников, украшавших рукописи. Возник особый стиль художественного оформления рукописных таблиц канонов в виде аркад, обрамляющих столбцы номеров параллельных фрагментов. Во многих манускриптах, особенно ранних, таблицы канонов были единственным декоративным элементом. Художники обрамляли каждую диаграмму аркой, изящно украшенной причудливыми животными, павлинами, петухами и растениями.

Петух

Петух – один из древнейших символов. В основе мифологического образа этой птицы в большинстве традиций – ее связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня. Но в целом функции богов, с которыми ассоциировался петух (Ахурамазда, Аполлон, Митра, Аматэрасу), гораздо шире. Будучи связанным с божествами утренней зари и солнца, петух часто выступает как глашатай света и его проводник в суточном и годовом циклах.

Павлин. Коллаж: Шушаник Погосян

Петух не только связан с солнцем – он подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно петух используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчетливо прослеживается связь петуха с добыванием огня, его возжиганием.

Петух. Коллаж: Шушаник Погосян

Аист

Аист – символ почтительного отношения к родителям (считалось что молодые аисты во время продолжительного перелета несут на себе старых и ослабевших сородичей, а предписание заботиться о родителях в Риме именовалось «Законом аиста»), нежности, привязанности к детям (согласно поверьям, аисты приносят детей в дома). Аист – сакральная птица в различных мифологических и оккультных традициях. Символизирует новую жизнь, приход весны, удачу. В христианстве аист отождествлялся с чистотой, целомудрием, благоразумием, бдительностью. А по шведской легенде, именно аист подбадривал истязаемого Христа.

Аист. Коллаж: Шушаник Погосян

Лев

Льва неспроста называют царем зверей: в фольклоре и мифологии самых разных народов он считается символом высшей божественной силы, власти и величия. В европейской традиции льва отождествляют с мощью, силой солнца и огня. С образом льва также часто связывают храбрость, гордость, доблесть и благородство. В христианстве этот зверь ассоциируется с апостолом Марком, а также является одним из ликов тетраморфа.

Лев. Коллаж: Шушаник Погосян

Бык

В ряде мифологий обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: бык как земное воплощение бога или как его атрибут. Мифы о победе героя над быком могли быть связаны с обрядом ритуального состязания и принесения в жертву священного быка. В других мифах того же ареала бык является символом бога грозы. Возможно, эта связь восходит к общей индоевропейской мифологии.

Бык. Коллаж: Шушаник Погосян

Сказочные существа

Диморфные или полиморфные существа – частые персонажи мифов, сказок, легенд, сочетающие в своем облике черты различных существ. В случае объединения антропоморфных и зооморфных черт назывались полулюдьми. Они известны практически во всех древних и традиционных культах. Зооморфизм часто использовался для обозначения представлений богов в образах животных, а священных животных – как воплощение сущности богов.

Мифические существа. Коллаж: Шушаник Погосян

Источник: Погосян Ш. Растительный сюжет в армянской миниатюре и орнаменте, 2019

В оформлении обложки использован фрагмент из Евангелия Амиды, 1600-1625. Из коллекции Художественного музея Уолтерса в Балтиморе