Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Кавказ — наш общий дом: иллюстрации Юрия Багдасарова к книге Александра Дюма «Кавказ»

В 2014 году в Северокавказском издательстве «МИЛ» вышла книга Александра Дюма «Кавказ», оформленная графическими работами заслуженного художника России Юрия Арамовича Багдасарова. Это замечательное издание на днях пополнило библиотеку Армянского музея Москвы. Книгу, ставшую выражением любви к Кавказу и к творчеству великого французского писателя, передал музею сам Юрий Арамович.

Известный французский романист Александр Дюма (1802–1870), автор «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо» и «Королевы Марго», в 1858–1859 годах путешествовал по России и три месяца провел на Кавказе. «Ему [Дюма] не довелось побывать на территории нынешней Армении, однако он встречал армян, побывав на юге Российской империи. Особенно подробно описывает он свои впечатления о нравах армянского населении Баку, подчеркивая, что древний армянский народ „сохранил нравы патриархов“», — отмечает доктор филологических наук Наталья Пахсарьян в статье «Армяне и французская литература: от Пьера Корнеля до Анри Труайя».

Рассказывая в своем путевом очерке об армянах, Александр Дюма сравнивает судьбы армянского и еврейского народов. «Другая же сторона, остающаяся в тени, требующая наглядного изучения, сближает армянскую нацию с иудейской, с которой она связана — согласно преданиям — историческими воспоминаниями, восходящими к началу мира. Как предполагают, в Армении находился земной рай. В Армении брали свое начало четыре первобытные реки, орошавшие землю. На высочайшей горе Армении остановился ковчег. В Армении началось обновление разрушенного мира. Наконец, в Армении Ной посадил виноградник и впервые испытал могущество вина. Подобно иудеям, армяне были рассеяны, но не по всему свету, а лишь по всей Азии. Там они находились под всякого рода владычеством, но неизменно деспотическим, всегда иноверным и варварским, всегда руководившимся прихотью вместо правил, произволом вместо законов», — пишет Дюма.

Александр Дюма. «Кавказ». Иллюстрации Юрия Багдасарова

Интерес к творчеству Александра Дюма не угасает у читателей во всем мире по сей день. Об этом свидетельствуют многочисленные переиздания его книг, об этом говорит и издание «Кавказа» в художественном оформлении Юрия Багдасарова.

Юрий Багдасаров много лет работает в книжной графике. Гротескное решение иллюстраций к книге «Кавказ» дает читателю новое видение образного мира родного художнику Кавказа и особой любви к творчеству великого французского писателя Александр Дюма.

Признанный мастер книжной графики Юрий Багдасаров проиллюстрировал много произведений классиков мировой литературы. Его графические работы украсили более 30 книг, среди которых есть «Кавказские поэмы» Михаила Лермонтова, «Капля мёда» Ованеса Туманяна, «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера, «Страна Наири» Егише Чаренца, «Имя моё Арам» Уильяма Сарояна. Важным событием в его творчестве стал цикл иллюстраций к армянскому героическому эпосу «Давид Сасунский».

Александр Дюма. «Кавказ». Иллюстрация Юрия Багдасарова

«Путь к большой работе над книгой Александра Дюма у Юрия Багдасарова был долгим. Много раз с любовью перечитывал Юрий путевые заметки великого француза…» — пишет в рецензии на книгу Лариса Прозорова (газета «Ноев ковчег», 2014, № 17). Художник еще в 1993 году создал серию линогравюр по произведению Дюма «Кавказ». В течение двадцати лет он возвращался к этой работе. В итоге в новом издании «Кавказа» воплотились «более ста пятидесяти великолепных графических листов».

«Багдасаров словно путешествует вместе с Дюма, видит его в окружении горцев. Ему близки простые люди — колоритный трудовой люд. В лаконичных рисунках художник нашел выразительные и характерные черты разных народов, поднялся до философского осмысления характеров. Главное достоинство иллюстраций в том, что художник дает нам новое видение образного мира родного ему Кавказа. Каждая работа окрашена удивительно тонким чувством юмора. Юрий Багдасаров по-доброму иронизирует над своими героями, посмеивается и над самим собой, ведь его автопортрет присутствует во многих работах, придавая рисункам особую убедительность. Читаешь книгу, рассматриваешь иллюстрации и вместе с Юрием Багдасаровым словно перемещаешься во времени. Кажется, что это не Дюма, а он спит на скамье, положив под голову вместо подушки дорожную сумку, сидит с горцами в сакле, переезжает на лошади бурную реку, когда ноги в воде по колено, слышит крики шакалов в ущельях гор. Как и Дюма, Багдасаров испытывает магнетизм Кавказа, вбирая в душу его кручи и водопады, бархат долин, белизну снежных вершин. Вместе с великим писателем Юрий Багдасаров восхищается красотой и многообразием природы, самобытностью характеров народов Кавказа», — характеризует оформление книги Лариса Прозорова.

Александр Дюма. «Кавказ». Иллюстрации Юрия Багдасарова

«Кавказ — наш общий дом», — написано на титульной странице книги «Кавказ». Эти слова пронизывают все графическое оформление издания. «Юрий Багдасаров, — пишет Лариса Прозорова, — сумел сказать свое, „никем не сказанное“ слово, показав, что при всем многообразии национальностей, людей, населяющих этот благословенный край, все они хотят жить под мирным небом, где нет места войнам и вражде. Адыг и черкес, даргинец и армянин, осетин и чеченец, аварец и кабардинец — каждый мечтает о лучшей доле для себя и своих детей. Простыми, но такими выразительными линиями черно-белой графики Юрий Багдасаров сумел запечатлеть в своих рисунках собирательный образ человека Кавказа, показать его величие, духовную красоту, уважение к традициям, его талант и неисчерпаемый искрометный юмор».

Источники: 1. Александр Дюма. Кавказ / перевод с французского; иллюстрации Юрия Багдасарова. — Кисловодск : Северокавказское издательство «МИЛ», 2014; 2. Лариса Прозорова. Новая высота Юрия Багдасарова ‖ Газета «Ноев ковчег». — 2014. — № 17.