Арарат и Эчмиадзин, Пикассо и образы любви: выставка Александра Степаняна «Лиможская эмаль»
29 июля во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, расположенном в бывшей московской усадьбе графа Остермана, открылась персональная выставка художника-ювелира Александра Сергеевича Степаняна. Представленные на выставке работы созданы художником в течение последних 15 лет и знакомят с трудоёмкой и редкой техникой ювелирного искусства — лиможской эмалью.
Запечатлённые с помощью эмали на облагороженных листах меди образы и сюжеты обращаются к вечным спутникам жизни человека — любви, искусству, поискам себя в мире. «Каждый может найти в этих работах кусочек своего, узнать что-то о себе, о друге, о родителях, об этом мире», — обратился к гостям Александр Сергеевич на открытии выставки.
История лиможской эмали, разновидности выемчатой эмали, берёт начало в XII веке во французском городе Лимож, который и дал ей название. Мастерские по её изготовлению работали до XIV века. Однако с тех пор лиможская эмаль не канула в Лету и современные мастера пробуют создавать изделия, выполненные в этой технике. «Каждому удаётся начать, но дойти до финала, до хороших произведений не у всех получается», — поделился в беседе с Армянским музеем Москвы Александр Сергеевич.
Лиможская эмаль вошла в творчество Александра Степаняна в 1984 году. Он был приглашён в Лимож, а затем в Париже состоялась его персональная выставка Cite international des Art. Это событие зародило в художнике желание «показать лиможскую эмаль во всей красе».
Александр Степанян
С 1982 года член Союза художников СССР, член Московского союза художников и Международного союза художников. Участник российских и международных выставок в Москве, Женеве, Ереване, Таллине, Риге. Персональные выставки проходили в Париже и Москве (ЦДХ). Работы Александра Степаняна находятся в фондах музеев и частных коллекциях во многих странах.
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства,
«Асти-Групп»
Говоря об особенности изготовления изделий лиможской эмали, Александр Степанян рассказал, что конкретный рисунок получается путём многослойного нанесения и запекания эмали на медной пластине под 900 °C. Каждый слой и каждый цвет наносятся и запекаются отдельно. «Очень сложная и многогранная техника. Иногда выходят сказочные вещи, которые в живописи получить невозможно. Например, сияние эмали», — рассказывает художник, поясняя, что эмаль представляет собой химически чистое стекло с добавлением оксидов металла: красный цвет — это окись золота, синий — серебра, зелёный — меди.
Главная творческая идея Александра Степаняна заключается в осмыслении и выражении женского образа. «Женщина — соль земли, всё вокруг неё крутится. Это красивое создание, которое надо любить, а любовь даёт счастье», — говорит художник, раскрывая образный мир своих работ. В серии, посвящённой женским образам, на выставке представлены такие работы, как «Любовь», «Прозрение», «Чувственность» и «Ночь нежна», отсылающая к одноимённому роману Фицджеральда и вместе с ним к «Оде соловью» Джона Китса. Здесь же выделяются работы, вдохновлённые Пикассо, — «Сон Пикассо», «Читательница», «Обнажённая».
Особое место в творчестве Александра Степаняна занимает Армения. Одними из первых в выставочном зале посетителей встречают работы — «У Ноя», «Эчмиадзин» и «Храм надежды», запечатлевший силуэт армянского собора в Москве. «Над Араратом я хотел сделать звёзды. Звёзды не получились. Когда я вытащил работу из печки, над горой „оказались“ три ангела, если внимательно посмотреть — увидите. Я не знаю, как такое получилось, но это так. В работе с эмалями есть какая-то сказка, которую заранее не определишь, не узнаешь, а после исполнения проявляются такие необъяснимые знаки», — рассказывает Александр Сергеевич о своей работе «У Ноя».
Александр Степанян родился в Ленинакане (Гюмри). Обращаясь к художественной истории города, славящемся своими талантливыми мастерами, художник отмечает, что начало его работы, всего того, что он чувствует сердцем и делает руками, было заложено ещё в пору его жизни в Гюмри. «В школе у нас были два учителя труда, один — по дереву, другой — по металлу. Они за два года научили тому, что сегодня осваивается за пять лет в училище. Фундамент заложен в Гюмри. Там люди рукастые — если кто-то что-то делает, то делает от и до».
Выставка Александра Степаняна «Лиможская эмаль» в Музее декоративно-прикладного искусства продлится до 26 августа. Проходит она при поддержке выставочной компании «Асти-Групп». Её руководитель Наринэ Багманян в беседе с Армянским музеем Москвы отметила важность поддержки талантливых художников и знакомства людей с их работами. Ведь таким образом искусство наполняет жизнь красотой и добром, выраженными художником.
Рипсиме Галстян, журналист, редактор
Фотографии: Александр Мощаков
Армянский музей Москвы