Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Александр Спендиаров и Николай Римский-Корсаков: дружба длиною в жизнь

«Мы живем в начале конца музыки», – сказал Николай Римский-Корсаков, пример для не одного поколения музыкантов. Пик его творчества пришелся на 1890-е годы, когда эпоха академической школы клонилась к закату. Тогда же у него брал уроки другой композитор – Александр Спендиаров. Так и завязалась многолетняя дружба двух талантов…

«Спендиарян познакомился с великим композитором при помощи известного армянского скрипача Ивана (Ованеса) Налбандяна, когда еще учился на юридическом факультете», – поведал заведующий фондом дома-музея Александра Спендиарова Тигран Саркисян. Налбандян, услышав выступление армянского композитора в Ялте, посоветовал ему обратиться к Римскому-Корсакову, чтобы Спендиаров смог показать ему свои произведения.

Александр Спендиаров. Николай Римский-Корсаков. Фото: wikipedia.org

Музыканты впервые встретились в 1896 году – Римский-Корсаков сразу разглядел в Спендиарове талантливого музыканта. Спустя четыре года Александр Афанасьевич, закончив заниматься с Николаем Андреевичем, написал «Концертную увертюру», которую посвятил своему «любимому преподавателю». «Римский-Корсаков высоко оценил произведение и отметил, что Спендиарян стал профессиональным композитором», – добавил Тигран Саркисян. Именно это произведение в 1901 году принесло армянскому композитору популярность.

Несмотря на окончание занятий, Римский-Корсаков и Спендиаров не прекратили общение. «Они были близки и дружили, несмотря на то, что Спендиарян жил в Ялте, а Римский-Корсаков в Санкт-Петербурге», – рассказал заведующий фондом дома-музея. Именно Николай Андреевич вдохновил ученика на создание знаменитых «Трех пальм», а Александр Афанасьевич поддержал наставника, когда его исключили из состава профессоров консерватории. После смерти Римского-Корсакова Спендиаров всерьез занялся восточной музыкой: русский композитор признавался, что не смог до конца прочувствовать «Шехеризаду», и верил – гораздо лучше с этой тематикой справится его ученик.

Александр Спендиаров и Александр Глазунов. Судак, 1910-1912. Фото: pastvu.com

Подготовлено по материалам: armeniasputnik.am, kommersant.ru

Обложка: В. Асланян. А. Спендиаров у Н. Римского-Корсакова, 1953. Фото: hayazg.info