Фантастический мир женщин в творчестве Александра Бажбеук-Меликяна
Александр Александрович Бажбеук-Меликян – армянский советский живописец, заслуженный художник Грузинской ССР. Он родился в 1891 году в Тифлисе и умер в 1966 году там же. С 1904 по 1910 год Бажбеук-Меликян учился в школе живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств в Тифлисе, а затем в мастерской В. Н. Машкова в Москве (1910-1911) и Академии художеств в Петербурге (1911-1913).
После себя Бажбеук-Меликян оставил огромное наследие в виде уникальных насыщенных полотен. Будучи автором жанровых картин, портретов и пейзажей, Меликян рано нашел свою тему, которая оставалась неизменной во всех его дальнейших работах. Он воспевает женскую красоту в портретах, в композициях, не имеющих определенного сюжета («Оптическая иллюзия», «Три женские фигуры», «Купальщицы», «За туалетом», «Репетиция в цирке»). Все эти работы каждый раз по-новому открывают для себя мир чистой пластики и совершенства.
Хоть и Александр Бажбеук-Меликян был армянином, он всю свою жизнь он прожил в Тбилиси. Творец не был летописцем своего любимого города, но его картины передают тот тифлисский дух, который сохранился сегодня только в воспоминаниях и произведениях искусства. Художник жил в самом сердце Тбилиси, но в мире, созданном им самим. Он никогда ни с кем не воевал, никому не навязывал своих живописных видений, но никто не мог избежать влияния мастера, создавшего свой волшебный театр счастья и красоты. Его дом, как магнит, притягивал художников и поэтов.
Поначалу Бажбеук-Меликян тяготел к поэтике символизма. В то же время он вдохновлялся в первую очередь не современниками, а классиками: старыми венецианскими мастерами и фламандскими художниками. В наиболее характерных его работах нет мужских фигур, все подчинено теме «вечной женственности», полной романтического очарования. Художник с удивительным талантом и прекрасными произведениями, пропитанными неувядающей красотой. Освещение фигур произвольное, а источник света почти всегда неизвестен. Это создает впечатление фантастики и необычайности.
«У Бажбеука, так многие величали отца, была феноменальная зрительная память. Он запоминал лица даже при беглом взгляде. Встретив незнакомку, мог по памяти воссоздать ее портрет настолько точно, что я потом легко узнавала его героинь на улице. Он создал ряд прекрасных женских портретов, но никогда не делал “парадных” портретов, не писал по заказу. Его постоянным стимулом была лишь красота. Если отец не работал, то или читал взахлеб, или часами не вставал из-за фортепиано. Он замечательно импровизировал на рояле, хотя и не знал нот. Музыка великих мастеров будила в нем желание творить самому», – рассказывала младшая дочь Александра Александровича, Зулейка Бажбеук-Меликян изданию «Голос Армении».
Зулейка также вспоминала о визите Майи Плисецкой и Николая Фадеечева. Они знакомились с картинами. Балерина была настольно впечатлена, что стала на колени перед картинами. Еще была странная особенность у художника – он часто сжигал свои картины, когда дома никого не было:
«Как-то придя со школы, я увидела, как он сжигает картины, восклицая “долой черный период”, а ведь этот период был одной из вершин его творчества. Я стала плакать, просить не уничтожать их, отец пощадил меня, а заодно и картины, еще остававшиеся на стене. В числе спасенных была признанная шедевром “Оптическая иллюзия”. Впоследствии он, видимо, сожалел, что так беспощадно расправлялся со своими работами. В письме к Минасу Аветисяну отец написал: “Советы, конечно, скучная вещь, но разрешите мне дать вам один совет – не расставайтесь со своими лучшими работами, потом будете мучительно жалеть”».
Первая выставка Александра Бажбеук-Меликяна прошла в 1919 году. Тогда Лиля Брик назвала ее «нечаянной радостью». После смерти художника выставки его картин открылись в Москве, Ереване и Тбилиси. Сегодня работы живописца вошли во многие частные собрания, находятся в экспозициях разных музеев. Его картины переносят нас в особенный мир Бажбеук-Меликяна, в котором он прожил всю свою жизнь. Он был не только великим талантливым художником, но и человеком с большой буквы.
Подготовлено по материалам: golosarmenii.am, artchallenge.ru, soviet-art.ru
Источник всех медиафайлов: Армянский музей Москвы