Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армяне Агулиса. Фотографии из семейного архива Инги Аракелян

Город Агулис, название которого в переводе с армянского языка означает «полный садов», был одним из центров армянской культуры Нахичевана. Он был известен своими великолепными храмами и монастырями, школами и библиотеками. Но славная история Агулиса завершилась, когда в 1919 году его население подверглось массовой резне. Город был разрушен. Сегодня от прошлой жизни Агулиса осталась лишь память. О нём и его жителях рассказывают старинные фотографии. Такими поделилась с редакцией Армянского музея Москвы Инга Аракелян, наша читательница из Армении.

Жители Агулиса, прапрадедушка и прапрабабушка Инги Аракелян. Фото из архива Инги Аракелян

В нахичеванском городе Агулис жили прапрадедушка и прапрабабушка Инги. «Знаю, что прапрадедушку звали Гаспар Достакянц, а имя прапрабабушки, к сожалению, мне неизвестно», — комментирует Инга цветную фотографию, сохранившую для последующих поколений образы их предков. Снимок ценен ещё и своей этнографической составляющей. На фотографии мы можем увидеть, какие головные уборы носили армянки Агулиса: на прапрабабушке Инги — традиционная армянская одежда с «башенкой» на голове.


«После замужества армянке „повязывали голову“, т.е. надевали на голову особую „башенку“ — palti (Нагорный Карабах, Сюник), pali, poli (Мегри, Агулис), baspind (Ереван, Аштарак) — высотой от 8 до 15–18 см из нескольких слоёв проклеенной мукой бумажной ткани. Под неё на лоб повязывали ленточку с монетами (серебряными, очень богатые — с золотыми) или с особыми висюльками, а по обеим сторонам лица через виски свисали серебряные или вперемежку с кораллом шарики. Нос и рот туго повязывали сначала белым, а затем и цветным (красным, зелёным) платком, завязывая концы или скрепляя их крючками у затылка. Весь этот сложный убор покрывался цветным платком и укреплялся перекинутой через голову широкой (4–5 см) серебряной или золотой цепью с крючком. Казалось, словно вся верхняя половина лица выглядывала из четырехугольной рамки.

Чтобы смастерить такой головной убор, требовалось немало времени, он „строился“ на несколько дней, и чтобы его не разрушить, ложась спать, под голову, вернее под шею, клали удлиненный круглый валик-подушку» (Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении ǁ КЭС. 1955. Т.1. С. 182–264).


На следующей присланной Ингой фотографии, датированной 1906 годом, изображён дядя её дедушки Степан, одетый в костюм общеевропейского типа.

Дядя Степан. Фото из архива Инги Аракелян

Другие дяди дедушки Инги изображены на групповом портрете. Двое из них (те, что стоят) одеты в чуху — элемент традиционной одежды. «Как верхняя одежда она служила не только тёплой одеждой (пальто в современном его понимании), но и являлась одеждой на выход. На большинстве старинных фотографий XIX – начала XX века чаще всего встречаются снимки армян именно в чухе» [Армяне / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012].

Фото из архива Инги Аракелян

На ещё одной фотографии из семейного архива Инги изображена мать её дедушки Хосровадухт Товмасовна, родившаяся в 1896 году. На снимке ей 17 лет. Рядом с Хосровадухт сидит её мать. Рассказ об этой фотографии — одна из историй изгнания армян Агулиса.

Хосровадухт Товмасовна с матерью. Фото из архива Инги Аракелян

«Прабабушка вспоминала, что они под угрозой смерти бежали из Агулиса, — рассказывает Инга. — Трое суток, днём и ночью, убегали от турок. Она даже была вынуждена оставить годовалого ребёнка в горах… Поскольку турки преследовали армян и находили их по плачу детей».