Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянское училище в Астрахани: почему Николая Агабабова можно назвать «астраханским Лазаревым»

Лазаревский институт восточных языков уже в первые десятилетия своего существования превратился в одно из лучших учебных заведений Москвы XIX века. Слава о нём распространялась, и он стал привлекать к себе интерес многих учёных. Схожей известностью пользовалось Агабабовское армянское училище в Астрахани, которое было открыто в 1810 году, за пять лет до Лазаревского. Название оно получило по имени основателя — Николая Агабабова, армянина из Персии, переселившегося в Россию при императоре Александре I.

Астраханский купец Николай Иванович Агабабов (Никогайос Ованесович Агабабян) родился в персидском городе Исфахан. В России он вёл торговые дела. После длительного проживания в Москве Агабабов, принявший русское подданство, поселился в Астрахани. С инициативой основать армянское училище он выступил в первые годы XIX века. Вопрос его организации был злободневен: активное участие армян в различных сторонах общественно-экономической жизни Астрахани и занятия торговлей по Волге и Каспийскому морю требовали надлежащего образования.

Астраханская губерния. Губернии Российской империи, карточка из географического набора, 1856 год. Фото: wikipedia.org

Для основания училища Николай Агабабов обладал материальными возможностями. В 1801 году по пути из Индии в Россию скончался его брат Степанос, и Николай унаследовал оставшиеся у умершего 15 тысяч рублей. Спустя два года в Астрахани скончался старший брат Акоп, который завещал ещё 15 тысяч рублей на благотворительные цели. Добавив к этим 30 тысячам свои 20 тысяч рублей, Агабабов предполагал купить или построить каменный дом и открыть в нём училище.

24 ноября 1804 года Николай Агабабов обратился к Александру I с прошением об открытии училища, изложив свои намерения и программу. В частности, оно должно было стать светским и действовать под непосредственным покровительством царя. 26 января 1805 года министр народного просвещения граф Пётр Завадовский сообщил о согласии Александра I. Однако открытие затянулось на несколько лет. Главной причиной этого были трудности в наборе преподавателей.

Николай Агабабов купил для нужд училища каменный гостиный двор. Торговые помещения (лавки) этого двора были сданы им в аренду и приносили доход. Для размещения самого училища он построил специальный деревянный дом. В этом же доме помещались и преподавательские комнаты. Кроме того, Агабабов обязался содержать в училище на доходы гостиного двора 12 воспитанников из бедных армянских семей.

В 1809 году Агабабов направил астраханскому гражданскому губернатору прошение, в котором, сообщая о произведённых им для училища распоряжениях и приобретениях, просил разрешения на открытие училища. Губернатор переслал это прошение графу Завадовскому, и спустя несколько месяцев, 31 мая 1810 года, попечителю Казанского учебного округа было сообщено об утверждении Александром I всех представленных Николаем Агабабовым по поводу училища предложений. К тому времени Агабабов умер. Случилось это примерно в начале 1810 года. В соответствии с завещанием Николая Ивановича смотрителем училища был назначен его сын Иван (Ованес) Агабабов. Официальное открытие состоялось 12 декабря 1810 года.

Астрахань, около 1880–1893 годов. Фото: pastvu.com

В 1810 году, по настоянию архиепископа Ефрема, известный армянский педагог Серовбе Патканян, приглашённый из Константинополя и несколько лет находящийся в Нахичевани, выехал в Астрахань, где он был назначен старшим учителем армянского языка в Агабабовском училище. Получил назначение и младший учитель армянского языка — Егор Мануйлов (Геворк Манвелян). Большинство остальных предметов (русский язык, географию, историю, арифметику) преподавал выпускник Петербургского педагогического института Александр Марков. Количество учащихся в 1810/1811 учебном году составило 83 человека.

О создании Агабабовского училища спустя несколько десятилетий писал директор Астраханской гимназии, известный краевед и журналист Михаил Рыбушкин: «1-й гильдии купец из армян Агабабов, движимый чувствами благотворения к беднейшим гражданам своей нации и соревнованием к общей пользе, решился устроить особое на свой счёт училище, с той целью, чтобы оно служило рассадником образованного духовенства и смышлёных людей в делах коммерции…».

«Школа Агабабян явилась первым в истории Астрахани учебным заведением, программа которого учитывала практические потребности такого важного административно-хозяйственного центра России, каким была Астрахань. Надо подчеркнуть, что в начале ХIХ века в России вообще было ещё мало подобных школ, ставших прообразами получивших впоследствии широкое распространение так называемых реальных училищ», — отмечает исследователь истории армянской общины Астрахани Вартан Хачатурян.

В школе Агабабян учились армянские дети небогатых, средних сословий (мелких торговцев, служащих, ремесленников). Количество учащихся колебалось в разные годы от пятидесяти до полутораста. Воспитанники училища делились на приходящих, которые жили в городе и ходили только на уроки, и пансионеров, которые не только учились, но и жили при школе, там же питались, то есть находились на полном пансионе. Говоря о первом десятилетии истории училища, следует отметить, что именно в эти годы там учились выдающиеся представители армянской общественной мысли XIX века. Среди них были Арутюн Аламдарян и Габриэл Патканян.

В 1821 году скончался смотритель и содержатель училища Иван Агабабов. После этого его мать (вдова Николая Агабабова) обратилась к дирекции училищ Астраханской губернии с просьбой принять основанное её мужем училище в казённое управление, так как она не считала возможным взять на себя хлопоты по сбору доходов и управлению училищем. В 1836-м астраханский армянский купец Даниел Сергеев объявил себя благотворителем училища и подарил ему каменный дом. В начале 1840-х большую помощь оказал училищу купец-армянин Сергей Макаров, пожертвовавший библиотеке училища две тысячи книг (298 названий).

Астрахань, около 1890–1917 годов. Фото: pastvu.com

В 1847 году в училище случился пожар, загорелась одна из построек. Перекинувшийся на другие здания огонь в течение короткого времени уничтожил все учебные здания. Сразу же после пожара армянская община стала принимать меры по ликвидации его последствий. Начался сбор средств. Несмотря на старания, вернуться к былому благосостоянию не удавалось. Оскудение денежных средств, недостаток учителей, малочисленность выпускников — всё это дало основание новому директору астраханских училищ поставить вопрос об упразднении Агабабовского училища. Вместо него предлагалось усилить в гимназии преподавание армянского языка и вероисповедания. Однако Министерство народного просвещения отказалось от такой меры, объясняя это необходимостью подготовки специалистов по восточным языкам, преподавание которых организовано лишь в Казанской и Астраханской гимназиях и в Астраханском Агабабовском училище. Школа Агабабян была сохранена.

Астраханское Агабабовское армянское училище просуществовало более века. В 1917 году Сенат Временного правительства утвердил решение преобразовать его в Астраханскую Агабабовскую армянскую полную гимназию обоего пола. В декабре 1918-го гимназия стала Армянской советской единой трудовой школой. Её работа продлилась до 1922 года.

Истории Лазаревского института и Агабабовского училища имеют много общих черт. Николай Агабабов, как и семья Лазаревых, понимал всю ответственность, которая возлагалась на него обладаемыми им возможностями и влиянием. Оба учебных заведения ставили перед собой цель дать хорошее образование детям из армянских семей, особенно малообеспеченных. И в Москве, и в Астрахани закладывалась основа их достойного будущего, в котором они могли бы приносить обществу пользу.

Источники:

1. В. Хачатурян. Из истории астраханской Агабабовской школы (материальная база школы) ‖ arar.sci.am.

2. А.Г. Закарян. Астраханское армянское Агабабовское училище (1809–1918 гг.) : автореферат диссертации кандидата педагогических наук. — Ереван, 1996.

Фото обложки: вид на Астрахань с Волги, конец XIX века / wikipedia.org

Публикация подготовлена: Рипсиме Галстян