О фильме Георгия Параджанова «Я — чайка»
Георгий Параджанов — актёр, режиссёр и сценарист, удостоенный ряда международных премий. Он, как и его именитый родственник Сергей Параджанов, внёсший значимый вклад в мировой кинематограф, связал свою жизнь с кино. Одной из ключевых работ в фильмографии Георгия Параджанова стала картина «Я — чайка», посвящённая советской актрисе Валентине Караваевой и её трагической судьбе.
Свой путь Георгий Параджанов начал с театра. В 1983 году он окончил Тбилисский театральный институт, параллельно изучая литературу в Тбилисском педагогическом институте имени А.С. Пушкина. В Тбилисском театре юного зрителя Георгий поставил шесть спектаклей. С 1988-го был актёром в Московском театре «Современник». Всё изменилось с поступления во ВГИК на режиссёрский факультет, где Георгий Параджанов под руководством мастера Владимира Наумова начал формировать свой визуальный язык и обозначать нарративы, которые в дальнейшем раскрылись в его творчестве.
В 2000 году Георгий Параджанов снял фильм «Я — чайка». Документальная картина полностью основана на архивных материалах советской актрисы, чьё помешательство на одной роли и желание вернуть былую славу стали причиной её отшельнической жизни.
Валентина Караваева — советская актриса, сыгравшая заглавную роль в фильме «Машенька» (1942). Кинодраматург Евгений Габрилович писал об игре Караваевой: «Она сыграла жизнь. Улыбка Машеньки — Караваевой навсегда останется в истории отечественного кино».
Карьера юной Караваевой могла сложиться весьма успешно. Её готовы были приглашать на съёмки других фильмов, но автокатастрофа изменила весь вектор жизни актрисы. Постепенно из талантливой звезды Валентина превратилась в навязчивую женщину, которую всё меньше и меньше хотели видеть на съёмочной площадке.
Со временем прогрессировало помешательство Валентины Караваевой на пьесе Антона Чехова «Чайка». Последние годы она провела в одиночестве, превратив всю свою жизнь в кино и репетицию главной роли.
В одном из своих интервью Георгий Параджанов рассказывал: «Она последние тридцать лет, почти всеми забытая, оставшись одна в маленькой однокомнатной квартире на проспекте Мира, обтянув стены чёрной тканью, повесив белый бумажный экран, снимала себя в кино сама. У неё была маленькая кинокамера. Она играла Анну Каренину, Нину Заречную, Раневскую, Гедду Габлер, Кармен. Фантастически читала стихи Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой. Потом материал проявляла в мастерской и, с учётом ошибок, играла заново. Я решил найти эту плёнку. Какую-то часть киноплёнки мне отдал Наум Клейман, директор Музея кино, за что я ему очень благодарен. Меня пустили в её квартиру, у неё не было родственников и квартира была опечатана. Там я нашёл огромное количество её писем, неизвестно кому написанных и неотправленных, огромное количество этой кинопленки, спутавшейся, рассыпающейся в руках. Нашёл эту знаменитую чайку из папье-маше, которую она вылепила сама. У неё была навязчивая идея, она всю жизнь мечтала сыграть Чайку. Она её играла в 1945 году у Завадского, очень недолго. Много вещей обнаружил, которые отражали суть её жизни. Большие кожаные чемоданы, покрытые плесенью, вспухшие от сырости. В этих чемоданах что-то оставшееся от её шуб (их было у неё 12). Они рассыпались у меня в руках, и белая мошкара летала над комнатой. Абсолютный сюрреализм».
Фильм Георгия Параджанова — синтез художественного видения и архивного материала, к которому он применил собственный метод. Режиссёр делился: «У меня были великие учителя ― дядя Сергей Иосифович Параджанов и мой близкий друг, обожаемый Тонино Гуэрра, с которым я дружил 35 лет». Влияние великих кинематографистов сказалось на тонком понимании языка и возможностей кино. Трагедия актрисы показана не через жалость к ней, не через преувеличение и драматизацию нарратива картины. Этот фильм стал тем часом славы и признания, о котором мечтала советская актриса в своей квартире, сотню раз снимая себя на камеру. Работа Параджанова заново открыла Караваеву для широкой зрительской аудитории, но в той роли, о которой она мечтала всю жизнь.
«Я — чайка» была показана на 57-м Венецианском кинофестивале. Фильм Георгия Параджанова получил приз «Золотая медаль братьев Люмьер» за возвращение кинообраза, а также Приз Министерства культуры РФ.
ИСТОЧНИКИ:
1. Георгий Параджанов ‖ kinopoisk.ru
2. Московская красавица: Валентина Караваева ‖ moskvichmag.ru
3. Георгий Параджанов: «Мой фильм ― моя исповедь» ‖ proficinema.com
4. Интервью Александрой Ивановой с режиссёром Георгием Параджановым ‖ abris.tv
Фото обложки: Валентина Караваева / moskvichmag.ru