Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Штрихи к портрету скульптора-монументалиста Сергея Меркурова

7 ноября 1881 г. родился скульптор Сергей Меркуров, сыгравший важную роль в формировании монументализма в СССР, восстановлении ГМИИ им. А.С. Пушкина после войны и совершенствовании искусства посмертной маски. В материале рассматриваем творческий путь и особенности стиля Меркурова.


Сергей Дмитриевич Меркуров родился 7 ноября 1881 года в Александрополе (ныне — Гюмри) в греческой семье Меркуриди, которая эмигрировала из Карина (современный Эрзурум) в 1830-х годах. В XIX веке в Александрополе существовала развитая греческая община. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, там проживало более тысячи греков. Дед Меркурова, вместе с представителями греческой православной церкви, построил в городе дом, где поселился со своей семьей. Сейчас в этом месте находится Дом-музей Сергея Меркурова.

Хотя в родословной скульптора не было армян, но он сам считал Армению важной частью своей идентичности. Вспомним его слова, обращенные к поэту Аветику Исаакяну: «Мои мать и отец — греки, но я грек-армянин». На протяжении всей жизни Меркуров сохранял глубокую связь с армянской культурой и языком. Современники скульптора вспоминали, что он свободно владел армянским языком и часто шутил на гюмрийском диалекте.

Сергей Меркуров после окончания
Тифлисского реального училища, 1901.
Фото из
книги: ''С.Д. Меркуров. Воспоминания...''

В Александрополе Сергей Дмитриевич вырос и учился до 1895 года. Несколько лет он получал образование в разных городах, но всё изменилось, когда юный Меркуров решил направиться в Швейцарию, чтобы продолжить учёбу на философском факультете Цюрихского университета. Этот период стал важным откровением для него — именно тогда Меркуров осознал, что ему необходимо заниматься творчеством.

В мемуарах скульптор вспоминал этот период своей жизни:

«Я думал, что изучение великих философов откроёт передо мной мудрость жизни, поможет познать её правду. Жизнь била ключом, переливала через край. Днём — лекции в университете, вечером — диспуты на жгучие политические темы. Но безотчётная тяга к искусству не давала мне покоя. С ранних лет мне свойственна была любовь ко всему яркому, заметному, резко выраженному: красота и уродство, любовь и ненависть, скорбь и радость, весенняя берёзка и безобразный сучковатый дуб. Старик-отец мне писал с Кавказа: “Не вздумай стать художником, художники живут на четвёртом этаже, их хоронят за общественный счёт”. Оба положения позорны для кавказца. Но я уже жил на пятом этаже, а о похоронах мало заботился».

Сергей Меркуров в художественной школе. Источник

В Цюрихе Меркуров начал заниматься ваянием, но вскоре пришёл к мысли о необходимости получения полноценного художественного образования. Он стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Майера. По его совету Сергей Дмитриевич оставил Цюрихский университет и поступил в Мюнхенскую академию художеств, которую окончил в 1907 году. Там он учился по 14–16 часов в день, посещая занятия по скульптуре, рисунку, анатомии и истории искусств.

На эстетические принципы скульптора повлияли итальянские мастера. Вдохновение их произведениями сподвигли Меркурова отправиться пешком в Италию, чтобы увидеть работы великих художников. В Париже на него произвели огромное впечатление произведения Огюста Родена. Знакомство с творчеством французского скульптора стало ключевым этапом в погружении Меркурова в скульптурное искусство. Он писал:

«Роден помог мне решить многие проблемы в скульптуре — стиль, материал, формы, движение, преувеличение, переходы тонов, цвета, композиции и, самое главное, характер. Глубокое изучение работ французского скульптора позволило Меркурову со временем выработать и свой уникальный стиль».

Сергей Меркуров в молодости. Источник

В Париже Меркуров создал эскиз и маску к памятнику Пушкина и пластичному произведению «Девушка и смерть». Из воспоминаний Сергея Дмитриевича: 

«На очередном конкурсе в Академии была предложена тема “Музыка”. Я выступил со своеобразной композицией “Симфония Бетховена”. Она произвела на меня странное впечатление. Мне казалось, что звуки музыки я воспринимаю зрительно. Я отчётливо представил скульптурную группу, но не засиявшую, а с движущимися, полными экспрессии фигурами. В основу конкурсной работы я и положил эту симфонию. Работа удалась. На выставке я получил за эскиз и выставленный фрагмент похвальный отзыв и присуждение отдельной мастерской. Профессор мне сказал: “Пора убираться из Академии, она засушит вас”. И вот я — самостоятельный скульптор в своей мастерской». 

В 1910 году он вернулся в Россию, избрав постоянным местом жительства Москву. В течение 1911—1912 годов Сергей Меркуров активно слушал лекции Археологического института. Полученные знания стали важной основой в формировании эстетических принципов и стилистики будущих работ: «Лев Толстой», «Г.Г. Мясоедов», «И.Г. Мясоедов», «Профессор Минаков», «Портрет жены» и др. и много надгробий, лучшее из них — композитору Калинникову в Ялте. 

Сергей Меркуров за работой над ''Портретом художника И.Г. Мясоедова'' в мастерской в Ялте, 1908. Источник

Особенности скульптурных работ и принципы Сергея Меркурова.

Он считал скульптуру искусством формы и материала. За всё время своей художественной карьеры Сергей Меркуров выработал принципы, которых всегда придерживался. В первую очередь, это большая ответственность и чуткость как к создаваемому произведению, так и к зрителю. В заметке о стиле Сергей Дмитриевич подчёркивал важность взаимодействия скульптуры с архитектурой: «Скульптура должна быть частью архитектуры, её языком и органическим элементом». Вероятно, поэтому его памятники и монументы органически вписывались в ландшафт советской архитектуры. 

«Добиться связи между статуей и окружающей её атмосферой — это значит овладеть тайной формы и света. Важен не только сюжет, но и движение, вызванное его переживанием. Нужно всё время стараться не терять этого движения для того, чтобы сохранить внутренний смысл фигуры».

Памятник Толстому. Источник

Хотя Меркуров учился искусству скульптуры в Европе, первые практические уроки работы с камнем были получены ещё в Александрополе. Там он наблюдал за армянскими каменщиками, которые с трепетом создавали высекали барельефы. 

«Вдали от шума, на краю кладбища, человек 15 высекают узоры и рельефы на могильных плитах из туфа. Сегодня я опять присоединяюсь к ним. Это мое любимое занятие. Уже несколько месяцев, как я работаю с ними: я высекаю соловья на ветке. Мастер мне разрешил со словам: “У настоящего мастера камень оживает под руками и поёт, у плохого — рассыпается в прах!”

Это были мои первые практические уроки. 

Уже темно. Возвращаюсь со стариком в город: “Вырастешь, не бросай нашего ремесла и тогда сделаешь карающих ангелов. Они — вершина нашего ремесла. Жди терпеливо и работай. Они явятся тебе!”».

Нарратив монументальных памятников. Ленин

В 1928 году монументальная скульптура стала приоритетным направлением в советской пластике в связи с масштабной реконструкцией городов и появлением индустриальных центров. Монумент стал инструментом преобразования среды. Памятники, посвящённые Ленину, не поддаются исчислению, в СССР он стал центральным смысловым образом. В советском искусстве возник феномен  «ленинианы». Бенно Эннкер в монографии «Формирование культа Ленина в Советском Союзе» писал, что его стоит рассматривать не только в категориях религии или мифа, но и как способ социального действия. Образ Ленина активно развивался при жизни  Владимира Ильича. Первое скульптурное изображение возникло ещё в феврале 1919 года. 

Важное место занимал в этой области Сергей Меркуров, создавший огромное количество монументов и скульптурных памятников. В своей творческой деятельности Меркуров, в числе группы скульпторов, реализовывал заказы на госпамятники. Два осуществлённых памятника — один Карлу Марксу в Ульяновске и другой К.А. Тимирязеву в Москве — первые монументальные скульптуры советской эпохи, выполненными в твердых материалах. Обе фигуры высечены из чёрного гранита. О первых произведениях он писал:

«Наши ошибки в те годы заключались в том, что фигура компоновалась независимо от обшей идеи памятника, независимо от постамента. Фигура очень часто ставилась на место бывшего памятника, без всякой связи. А ведь памятники — это есть органическое целое со всем окружением… 

Монументальность —  это понятие не объемное, а качественное. Маленькие по объёму скульптуры могут быть грандиозно монументальны».

Статуи Сталина и Ленина на канале имени Москвы в Дубне. Фото: БСЭ / РФ-тур

Дискуссии о том, каким должен быть образ Ленина, велись на протяжении всего 1924 года. Тогда в приоритет скульпторов была приближенность к образу Ленина и аутентичность. После смерти Владимира Ильича Меркуров сделал слепки лица и рук вождя, которые легли в основу создаваемых им памятников. Его произведения достаточно быстро стали известны по всему СССР. Сергей Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина.

Ему принадлежит первенство в создании трёх самых больших скульптурных произведений: монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на ВСХВ в Москве.

Сергей Меркуров. Источник

Искусствоведы советского времени отмечали «ассиро-вавилонскую» силу этих памятников. Создание монументов — далеко не единственная заслуга Меркурова. В 1944 году он стал директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Именно под руководством Меркурова проводилось восстановление здания, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к открытию экспозиции. В Пушкинском Меркуров работал до 1950 года.

8 июня 1952 года Сергей Меркуров скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.


На обложке — Сергей Меркуров. Источник

Источники:

Армянские художники об искусстве / Авт.- сост. Я. И. Хачикян ; М. М. Казарян — Деятели армянского искусства об искусстве. — Ереван: НАН РА Институт философии, социологии и права, 2004 — 346 c.

Суслов И. В. «Мёртвые правят живыми»: Ленин как агент, объект и технология биополитики // EISCRT. 2023. №3 (4).  

Д Е. Москвин «Долгая лениниана»: эволюция образа Ленина в отечественной визуальной культуре // Символическая политика. 2014. №2.

Hylland, O.M. Faces of death. Death masks in the museum// Museums as Cultures of Copies The Crafting of Artefacts and Authenticity, 2018