Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Поколение коллекционеров: от собрания антиквариата до первой галереи современного искусства в Греции

«Калфаян» ― одни из первых галерей современного искусства в Афинах и Салониках, которые входят в список самых значимых культурных пространств Греции. В 1995 году братья из семьи коллекционеров Калфаян, Арсен и Рубен, решили не просто продолжить семейное дело, но и выйти за его рамки. Они избрали для себя иной вектор развития ― послевоенное и современное искусство в Греции.


Род Калфаян-Газарян обосновался в Греции в конце XIX века, но окончательно представители двух семей перебрались в Салоники после событий 1915 года. Тогда многие армяне были вынуждены заново начать жизнь в другом социокультурном контексте.

Гарабед Газарян. Источник: wiki.org

Один из них, Гарабед Газарян ― деятель армянской общины, сыгравший важную роль в развитии образования для детей из армянских семей. До 1924 года в Салониках был только детский сад, но благодаря его усилиям открылась школа, которую поддерживала семья мецената Гуллаби Гюльбенкяна. Хотя Газарян многое делал для армянской диаспоры, больше всего его интересовало сохранение антиквариата.

Гарабед Газарян. Источник: ODA

Гарабед Газарян обнаружил, что армянское наследие (элементы женского костюма, живопись, керамика и прочее) часто оказывается на рынках и предается забвению. Это наблюдение и подтолкнуло его к коллекционированию. Он собрал самые разные предметы, с которыми у него были практически «собственнические отношения»: чтобы  быть ближе к собранию, Газарьян поставил кровать в комнате рядом с находками.

С 1920-х годов и до самой смерти Гарабед Газарян пополнял коллекцию, позже это дело продолжили его родственники ― Гарабед и Анаит Калфаяны. Они с трепетом и ответственностью относились к сохранению армянского искусства, тщательно отбирая новые экспонаты. За традицией наблюдали их дети ― Арсен и Рубен Калфаяны, избравшие то же направление в осознанном возрасте. Интерес к арт-рынку возник у братьев во время учебы в Лондоне: у них появилась идея расширить коллекционирование до нового для Греции формата ― галереи современного искусства.

Из коллекции Калфаян. Источник: Museum of Byzantine Culture

Арсен и Рубен Калфаяны открыли одноименную галерею в Салониках в 1995 году. Они стали первопроходцами, так как для модернистов в стране не было отдельного выставочного пространства. Братья ощутили важность продвижения и развития современного искусства. С момента открытия они выставляли работы греческих художников-новаторов, таких как Никос Навридес, Тассос Павлопулос, Константин Каканиас, Милтос Манетас. Успех идеи привел основателей к мысли создать второе пространство. В 2000 году двери распахнул филиал в Афинах, в котором с момента открытия прошло более 200 выставок.

Арсен Калфаян и Рубен Калфаян. Источник

«Калфаян» ― одна из немногих греческих галерей, которая серьезно сотрудничает с арабскими и ближневосточными художниками. Как говорит Арсен Калфаян, одна из миссий культурного пространства ― обратить внимание на искусство внеевропейских регионов:

«Наше прошлое, как армян, связано со всем Ближним Востоком. Греки тоже живут в Египте, Сирии, Ливане. С точки зрения менталитета, все мы очень близки».

 С самого начала выставочная программа была посвящена развитию искусства в Греции, особое значение уделяется послевоенному периоду. В частности, важное место занимает рефлексия над Гражданской войной 1944 –1949 годов и внутренние кризисы в греческом обществе в разные периоды.

Источник

Творческий обмен между современным и послевоенным искусством отличает «Калфаян» от других галерей Греции. В основе лежит стремление стать платформой для вдохновения и коммуникации, коллективного обмена опытом. На площадке выставляются художники, фотографы и скульпторы со всей Греции, Армении, Балкан, стран Ближнего Востока и Северной Африки. Как подчеркивает один из основателей галереи: «Все они выступают в качестве моста между восточной и западной визуальной культурой». Галеристы стремятся поддерживать диалог с начинающими и признанными художниками, работающими в различных медиумах. В галерее в Афинах выставлялись работы графика Дэвида Хокни и экспериментатора Эда Рушей, которые признаны одними из самых значимых имен в мировом искусствоведческом процессе. 

Дэвид Хокни. Fourteen Poems by C.P. Cavafy. Источник

Художники из галереи «Калфаян» были представлены на многочисленных всемирно признанных выставках, таких как Венецианская биеннале, Венецианская архитектурная биеннале, биеннале в Шардже, биеннале в Гуанчжоу и многих других. Часто их работы затрагивают тему идентичности и рефлексии опыта. Например, на Art Basel от них был представлен деятель послевоенной живописи ― Влассис Каниарис («Что такое север? Что такое юг?»). Выбор обоснован контекстом: Каниарис ― свидетель трагических событий в Греции, он выработал свой визуальный язык, через который говорит о травме, иммиграции и идентичности.

Семейное наследие, собранное еще дальним предком ― любителем антиквариата Гарабедом Газаряном, экспонировалось на выставках в разных странах. В Швейцарии в десяти залах были представлены предметы из его коллекции, экспонаты выставлялись и в Греции. Собрание Газаряна и Калфаяна дает возможность проследить разные этапы армянской истории, религии и искусства: от керамики из Кютахьи до ковров, сотканных персидскими армянами в XIX веке. Хотя Арсен и Рубен развивают современное искусство в Греции, им важно, чтобы и наследие семьи было представлено зрителям.