Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Уровни восприятия «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци

Лирико-мистическое произведение Григора Нарекаци «Книга скорбных песнопений» едва ли нуждается в представлении. Это важный труд в истории не только армянской, но и мировой литературы. Для армян текст средневекового монаха носит такое же сакральное значение, что и Библия.


Григор Нарекаци ― монах, поэт, философ и богослов, творивший в X веке. И один из знаковых представителей раннеармянского Возрождения, а его труд «Книга скорбных песнопений» ― шедевр мировой духовной поэзии и древнеармянской богословской мысли. Рукопись 1173 года хранится в Матенадаране, в научно-исследовательском институте древних рукописей имени Месропа Маштоца в Ереване. Она была составлена каллиграфом и миниатюристом Григором Мличеци по заказу переводчика-истолкователя Нерсеса Ламбронаци.

Григор Нарекаци. Мозаика в Соборе Святого Петра в Ватикане. Взято из открытых источников

Русскоязычному читателю полный перевод «Книги скорбных песнопений» стал доступен благодаря труду Маргариты Дарбинян-Меликян и Лены Ханларян. Подготовленное издание с подробным комментарием было опубликовано в 1988 году в Москве издательством «Наука». Вступительную статью «Роскошь узора и глубины сердца: поэзия Григора Нарекаци» написал философ и литературовед Сергей Аверинцев.

Он говорил о памятнике армянской письменности следующее: «Песни Нарекаци — это «скорбные» песни, буквально — “песни-плачи”. О чём скорбит, о чём плачет поэт? О своём несовершенстве, о своей духовной расслабленности, немощи, бессилии перед суетой мира, об утраченном первородстве человека. Укоры самому себе в каждый момент легко преобразуются в сетование о грешном человечестве вообще, с которым Нарекаци ощущает себя тесно связанным круговой порукой вины и моральной борьбы. Он просит у Бога прощения не для одного себя, но вместе с собою — для всех людей».

Григор Нарекаци и заказчик Симеон. Миниатюра мастера Церуна, 1391 год. Источник

Действительно, в поэме Григор Нарекаци проявляет христианскую жертвенность: он берёт на себя все человеческие грехи, пытаясь через поэтический дар вести диалог с Богом. Монах желает через Слово спасти не себя, а всё человечество.

«Книга скорбных песнопений» состоит из 95 глав. Каждая из песен начинается характерным зачином: «Слово к Богу из глубин сердца». В тексте средневекового монаха «я» не является индивидуализированным, поэтому у читателя возникает чувство единения с молящимся голосом.

Хотя «Книга скорбных песнопений» относится к жанру плача, она выходит за рамки жанрового определения. Сакральность произведения связана не только с замыслом Григора Нарекаци, но и с особенностями средневековой поэзии. Например, читатель часто сталкивается с «дешифрованием смыслов», которые требуют медленного вчитывания. «Книгу скорбных песнопений» нельзя воспринимать буквально, это будет упрощать замысел.

Произведение написано на грабаре, древнеармянском литературном языке. Хотя текст написан в Х веке и опирается на средневековые каноны Армянской церкви, он нам понятен и сейчас. Сергей Аверинцев писал: «Поэт написал для всех людей и на все времена».

1070-летие со дня рождения Григора Нарекаци. Почта Армении, 2017. Источник

Григор Нарекаци создавал произведение исключительной важности. Исповедальная система, содержащаяся в поэме, представляет собой выражение взглядов армянского богослова. Воззрения на душу, тело, грехи и спасение — всё это лежит в основе текста.

Учёный Г. Тамразян утверждает, что «главное таинство “Книги скорбных песнопений” — посредничество между Богом и людьми». Аверинцев также пишет: «Его индивидуальность достаточно сильна, чтобы сохранить себя, отрекшись и до конца отдавши себя». Хотя биографический аспект к тексте не выделяется, его личные замыслы и «сама жизнь этой души» сохранены.

Через раскрытие свойств и недостатков человеческой природы, тела и души поэт-монах представляет читателю, каким образом можно искоренить грех.

Мозаика с изображением Нарекаци, Базилика Святого Петра , Ватикан. Источник

Песня-плач характерна для средневековой литературы. Она передавала эмоционально напряжённые состояния: от адских страданий до неиссякаемой любви. Этот диапазон Григор Нарекаци поддерживал на протяжении всей «Книги скорбных песнопений».

Конечно, автор не укладывался в рамки жанра, поэтому в тексте проявляются подражания фольклорным формам, а также библейские метафоры и телесные образы («пронзённая стрелами печень»). Текст доступен каждому читателю, что достигается через смешение разных художественных пластов.

Исповедальная структура покаяния Григора Нарекаци — это борьба личности с грехами и страстями. Монах не отделяет себя от людей и не стремится над ними возвыситься, он желает их спасти: «Вместе с душами изгнанными, пленёнными, обитающими в преисподней, терзаюсь и я в заключении».

Примечательна одна из аллегорий: сотворение человека из глины. «Нарекаци хочет предстать перед ликом Божьим в виде вдохновенного Художника, а не потомка изгнанника из Рая. Он просит Бога воплотить его в поэта, озарённого Божественным Вдохновением, сделать его сущность боговдохновенной до тех пор, пока он не окончит свою книгу».

Разворот «Книги скорбных песнопений» с изображением Григора Нарекаци в коленопреклоненном молении Христу. 1173 г. (Матен. № 1568. Л. 178б — 179а). Источник

У читателя может сложиться впечатление, что мораль заключается только в покаянии поэта-монаха. Он ведёт свой диалог с Богом, ведь просит отпущения грехов и милосердия. Это выражается через нравственные категории. В поэтическом контексте выявляется желание освободиться от пороков, стать совершенней.

Поэт говорит: «Боже, уж лучше я буду вдвойне виноват ― как земнородный (созданный из глины) и как смертный (не облачённый бессмертием), но ведь Ты сам сказал, что беды мои от незнания, подойди ко мне как Целитель, помоги излечиться».

«Книга скорбных песнопений», 1173 год. Из коллекции Матенадарана. Источник

Большая часть произведения выстроена по принципу саспенса. Бурастан Зулумян пишет: «В состоянии сопереживания человек преодолевает не только внутреннюю защитную установку на запрет раскрытия негативных сторон собственной жизни, запрет на их отрицательные оценки, но и преодолевает также неспособность признаться самому себе, воссоздать реальную картину своей деятельности. С исторической точки зрения описанный механизм воздействия поэтики “Книги…” был рассчитан Нарекаци прежде всего на читателя-современника. Эту тысячелетнюю разницу надо учитывать. Для средневекового человека мир воспринимался непознаваемо-таинственным. Вещи окружающего предметного мира наделялись неким символическим содержанием».

Хотя в тексте есть пласты, которые нужно истолковывать отдельно и погружаться в контекст, общая мораль, тема Добра и Зла понятны даже нерелигиозному читателю. Поэтому ценностные и художественные принципы «Книги скорбных песнопений» сохраняют свою актуальность для нас и сегодня.


На обложке — «Книга скорбных песнопений», 1173 год. Из коллекции Матенадарана. Источник

Источники:

Назарян Э. А. «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци: антропологические аспекты // Манускрипт. 2020. №6.

Зулумян Б. С. Духовные песни Григора Нарекаци. Эволюция жанра // Метафраст. 2022. No 1.