Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Ко дню рождения композитора Микаэла Таривердиева

15 августа — день рождения замечательного музыканта, композитора и художника Микаэла Таривердиева.
Будучи одним из ярких композиторов СССР, Таривердиев создал музыку к некоторым из самых популярных фильмов Советского Союза. Микаэлу Таривердиеву удалось разработать уникальный музыкальный стиль, который его коллега, режиссёр Калик, назвал «кинематографическим импрессионизмом».


Домашняя студия Микаэла Таривердиева в Москве. Источник

 Таривердиев родился в армянской семье в Тбилиси в 1931 году, и к этому моменту советский расцвет киноиндустрии уже создал для композиторов новое поле для работы. Некоторые из советских режиссеров-первопроходцев (например, Сергей Эйзенштейн) были музыкально искушёнными и рассматривали роль музыки в кино новаторски. Им свойственен интеллектуальный подход к музыке к фильмам как к виду искусства, а также стремление уважать композитора как равноправного соавтора. Это привело к тому, что «серьезные» композиторы стали рассматривать музыку к фильмам как ценный и уникальный жанр.

Микаэл Таривердиев в детстве. Источник

Поскольку кинематограф стремительно развивался, советские композиторы проявили большое мужество и решимость найти новый выразительный язык для киномузыки. Микаэл Леонович Таривердиев был в центре этого процесса — удивительно одаренный художник, обладающий талантом в написании партитур, которые могли бы проиллюстрировать тематику и стиль фильма, но при этом выделяться как мощная, самостоятельная музыка.

Композитор Микаэл Таривердиев (в центре) среди слушателей во время исполнения его произведений. Источник

Таривердиев не чувствовал себя скованным визуальными и техническими ограничениями, налагаемыми на кинокомпозитора; вместо этого он использовал их в своих художественных интересах, часто вплетая в свои композиции естественные и внутриконтекстуальные звуки (то есть, происходящие из действия фильма). Создав более 130 саундтреков и ряд вокальных циклов, опер и множество других музыкальных произведений, Микаэл Леонович стал настоящей суперзвездой советской музыки.

Микаэл Таривердиев в классе Арама Хачатуряна, Гнесинское училище. Источник

 

Эта исключительная работоспособность и самоотдача привела к становлению Таривердиева как смелого кинокомпозитора. Его работа над фильмом Калика «До свидания, мальчики» — это изысканное сочетание старинной музыки и звуков природы, перемежающаяся нежными фортепианными мелодиями, — сочетание, которое сам Калик назвал «кинематографическим импрессионизмом». Таривердиев стал синонимом формы музыкальной драматургии, основанной на синтезе камерной и танцевальной музыки. Его главной целью было сократить дистанцию между музыкой прошлого и настоящего, что было в высшей степени оригинальным ходом, основанным на разрушении традиционной музыкальной и стилистической гармонии. Таривердиев провозгласил это «третьим направлением», сочетающим классическую форму с современным восприятием.

Помимо синтеза кино и музыки, Микаэла Таривердиева с раннего детства увлекала и фотография:

Наверное, я фотографирую с той поры, как помню себя. Во всяком случае, снимать я стал одновременно с началом занятий музыкой. И, как водится, в том и другом — начинал с подражания.

Микаэл Таривердиев в юности. Источник

Родители подарили мне камеру. Это была примитивная ящичная камера. С тех пор в моих руках перебывало много аппаратов…//…Позже, когда я поступил в Музыкальный институт имени Гнесиных, мое прежнее увлечение пригодилось. В качестве общественной работы я выбрал должность фотокорреспондента нашей институтской газеты. Мне дали фотоаппарат «Киев», только тогда выпущенный. Эта камера была моей мечтой, купить ее сам я в то время просто не мог. В восторге я так усердствовал, что забросил занятия, получил четверку по композиции, и мой профессор Арам Ильич Хачатурян в гневе запретил мне временно фотографировать. Впервые я понял, как интересно снимать природу, когда на втором курсе с группой студентов отправился на шлюпке по Волге. Тогда я очень много снимал. И выяснил, что лучшие фотографии — это не снимки «на память», а кадры, сделанные как бы «рисующей камерой». Тогда-то и понял, что фотографирование природы увлекает меня больше всего…

«Вода», фоторабота Микаэла Таривердиева. Источник

Фотография стала для меня частью жизни, может быть, даже в какой-то мере продолжением моего творчества. Но если, работая над музыкой, я всегда помню, что работаю для людей, то снимаю всегда для собственного удовольствия.


На обложке — Микаэл Таривердиев. Источник