Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Столкновение цивилизаций в древнем Армавире

Город, основанный царём Урарту Аргишти I в местности, где сейчас располагается Армавир, стал памятником не только древней армянской культуры, но и местом, где встретились восточная и эллинистическая цивилизации.


Армавирский холм, на котором была открыта восточная цитадель урартского города Аргиштихинили, занимает господствующее положение по отношению к окружающей равнине. Как и в других урартских памятниках, нижняя часть стены была сложена из камня, а верхняя — из кирпича-сырца. Сырцовая кладка сохранилась до сих пор на западном участке.

Постройки в Аргиштихинили включали дворцы, храмы и жилища, которые продолжали использоваться без особых изменений и в послеурартский период.

Дворцовыми следует считать многокомнатные здания с отдельными жилыми и хозяйственными помещениями, открытыми на восточном склоне холма. Кроме того, они имели удобную ориентацию по сторонам света.


На одной из крепостных стен археологи нашли и восстановили торжественную надпись: Благодаря величию бога Халди Аргишти, сын Менуа, построил этот канал. Земля была необитаема, никого здесь не было. По милости Халди Аргишти построил этот канал. Аргишти, сын Менуа, могучий царь, великий царь, царь Бианили, правитель Тушпы.

Раскопки неподалеку от современного Армавира. Источник.

Древний Армавир стал второй в истории столицей Армении после Тушпы. Предположительно, город был основан в VIII веке до нашей эры и достиг рассвета спустя пять веков, когда к власти пришла династия Ервандуни (Ервантидов). К тому времени Армения окончательно открестилась от статуса персидской сатрапии, достигнув независимости после битвы при Гавгамелах.

Изначально Аргиштихинили был классическим городом Древнего Востока, развившимся на фоне построения сложной ирригационной системы. Эта черта восточного образования цивилизаций предрасполагала к деспотии и социальному неравенству, долговому и военному рабству. Во время экспедиций 1980-х годов в исторической местности Армавира археологами было найдено много захоронений людей, которые находились в рабстве после того, как были взяты в плен.

Центр древнего города, где располагались западная и восточная цитадели, наоборот были населены элитой. Среди роскоши (которую также находили при раскопках захоронений) больше всего встречалась различная расписная керамика. Искусство цветной росписи использовалось и в декоративно-прикладном искусстве, и в интерьере.

Источник: книга А.А. Мартиросяна «Аргиштихинили».

В одной из комнат большого комплекса к западу от храмового здания были найдены многочисленные куски урартской росписи, некогда украшавшей сырцовую часть восточной стены. Хотя под воздействием пожара, распространившегося и на эту часть крепости, роспись потускнела, все же удалось определить ее основные цвета: синий, красный (два оттенка), белый, черный. В дошедших до нас образцах можно рассмотреть человеческие фигуры и фигуры животных, растительные и геометрические мотивы. 

Человеческие фигуры изображают божества или жрецов в характерной позе с вытянутыми руками, одна из которых держит корзину, а другая — священный плод. Фрагменты с изображением оперения указывают на наличие фигур крылатых львов или быков, тоже характерных для древневосточной монументальной живописи. Изображения священных деревьев выполнены черной краской в схематичной манере: стволы и ветви переданы прямыми линиями.

Золотая монета Ерванда I, хранящаяся в Национальной библиотеке Парижа, датированная 362 годом до нашей эры. Источник.

Язык и памятники письменной культуры

Имперская администрация использовала арамейский язык в официальных документах на протяжении веков. В большинстве надписей же чаще встречалась древнеперсидская клинопись. Ксенофонт использовал переводчика, чтобы говорить с армянами, в то время как некоторые армянские деревни говорили на персидском языке.

Греческие надписи в Армавире указывают на то, что высшие классы использовали греческий как один из своих языков. При Ерванде Последнем (около 210–200 гг. до н. э.) структура правления стала напоминать греческие институты, и койне использовался в качестве языка царского двора. Ерванд окружил себя эллинизированной знатью и спонсировал создание греческой школы в Армавире. Были найдены различные надписи, вырезанные примерно в третьем веке до нашей эры, в том числе стихи Гесиода, строки Еврипида, македонский календарь и имена царей династии.

В более древних слоях археологи обнаруживали глиняные плиты периода Ахеменидов, написанные на эламском языке и посвященные эпизодам эпоса о Гильгамеше. 

Храмовая надпись, выполненная клинописью на урартском языке. Источник.

Дипломатические связи

В 1964 г. в помещении урартского времени, пристроенном снаружи к западной оборонительной стене, были найдены остатки скифского конского убора: костяной пластинчатый псалий в виде головы животного, фрагменты костяных изделий, возможно пряжек для ремней, и дисковидный бронзовый фалар. Таким образом, подтверждается догадка Б. Б. Пиотровского о том, что Урарту первого периода своего существования имело тесные связи с населением Северного Причерноморья. Однако скоро положение изменилось, и скифы из союзников превратились во врагов. Совместно с индийцами они штурмуют урартские центры, что ясно видно из раскопок Аргиштихинили.

Несмотря на вторжение македонцев в Персию, иранская и местная армянская культуры оставались элементом общества и элит. Обнаружены следы древнего культа поклонения солнцу и луне, дохристианские храмы. Часто построенные на одной территории священные сооружения заменяли друг друга по мере того, как религиозные верования менялись с течением времени.

Медальон, найденный в древнем Армавире. Источник.

Помимо статуса древней столицы Армавир постоянно, с момента своего основания и до настоящего времени, служил центром культуры и религии. С незапамятных времен в его окрестностях оставляли следы многие цивилизации востока и запада, включая хеттов, ассирийцев, а затем македонян и их эпигонов в лице людей эллинистического мира.


Библиография:

Тирацян Г.А. Урартский Армавир (По данным археологических раскопок).
Мартиросян А. А. Аргиштихинили. Ереван, 1974.
Пиотровский Б. Б. Кармир-блур II. Ереван, 1962.

Источник фотографии обложки.