Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Основные представители архитектуры армянского модернизма

31 июля в Армянском музее Москвы пройдет лекция об армянском региональном модернизме в архитектуре. Расскажем о знаковых мастерах этой эпохи. 


Несмотря на общий термин «советский модернизм» на протяжении десятилетий, с конца 1950-х до конца 1980-х годов, многие социалистические республики разработали собственную региональную эстетику и структурные принципы.

Как и везде, архитекторы Советской Армении (в основном выпускники ленинградского ВХУТЕИНа) в начале 1920-х годов находились под сильным влиянием новых идей, которые стали называть модернизмом или «интернациональным стилем». Однако доктрина соцреализма запретила модернистское и авангардное искусство в пользу неоклассического и традиционалистского стилей, особенно в архитектуре. На протяжении почти четырех десятилетий Армения погрузилась в классицизм и мутации традиционного европейского и консервативного языка.

Ситуация изменилась в 1950-х годах. Эстетика советской архитектуры снова была очерчена государственными доктринами, но на этот раз осуждался классицизм и барокко (по словам декрета 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»).

С приходом новой идеологии армянским архитекторам, десятилетиями работавшим в классическом архитектурном стиле, пришлось приспосабливаться к другому образу мышления, для которого не было ни школы, ни какой-либо профессионально-технической базы. В результате монументальное искусство, такое как мозаика, фреска и барельеф, стало выступать как средство архитектурной риторики и часть творческой формы. Эта тенденция помогла армянским проектировщикам перейти к новому способу выражения региональных традиций.

Метро “Площадь Республики”. Архитектор: Д. Торосян. Источник.

Для армянских архитекторов глубоко укоренившиеся каноны строительства основаны на принципах связи между геометрией объемов, природным ландшафтом и используемыми материалами. На первый взгляд это строгая архитектура, относительно лишенная деталей. Простая стена из туфа обычно становится самостоятельной формой, а декор появляется только для того, чтобы подчеркнуть структуру и геометрию композиции. Эти принципы, во многом совпадающие с модернистскими манифестами XX века, сопровождались широким использованием каменной облицовки, а также местными орнаментальными мотивами, формируя дух армянского регионального модернизма.

Рассмотрим основных представителей направления и их работы, которые навсегда изменили облик Еревана.



Рафаел Исраелян

В 1960-е годы архитекторы, преимущественно классицисты, попытались перейти на новый модернистский язык. Одним из самых ярких мастеров был Рафаел Исраелян. В отличие от других представителей армянского архитектурного авангарда, с энтузиазмом принявших новые тенденции, он открыто выступал против хладнокровного языка эпохи и его примитивной машинной эстетики.

Для Исраеляна сутью архитектуры были географический и культурный контекст, а также гуманизм, выраженный через масштаб, пропорции и материалы. Орнамент и теплые оттенки традиционной каменной облицовки сделали здания и скульптуры доступными для восприятия зрителя. 

Мемориальный комплекс «Сардарапат», спроектированный Исраеляном. Источник.

Армен Агалян

Одним из известных архитекторов высотной архитектуры был Армен Агалян. Его здания часто имеют декоративные фасады, созданные из сотен бетонных элементов, например, Институт геодезии, Международная телефонная станция и лаборатории Государственного инженерного университета. Можно утверждать, что Агалян пытался внедрить декоративные фольклорные орнаменты в модернистскую архитектуру, используя один из ее ключевых приемов — промышленное производство стандартизированных элементов. С другой стороны, его украшения из красного туфа напоминают урартские мотивы. Его здания часто называли «бонбоньерками» (коробками для конфет) из-за пёстрых декораций и повторяющихся элементов.

Деталь здания Международной телефонной станции. Архитекторы: А. Агалян, Г. Григорян. Источник.

Артур Тарханян

Ещё студентом Артур Тарханян был привлечён академиком Самвелом Сафаряном к разработке главного корпуса здания Академии наук Армянской ССР. Творчество он совмещал с преподавательской деятельностью, долгие годы руководил дипломными проектами выпускников архитектурного факультета. Структура фасадов Спортивно-концертного комплекса имени Карена Демирчяна построена вокруг цветочного мотива. Углубления с лестницами становятся частью декоративной конструкции, которая сама по себе представляет собой еще одну геометрическую интерпретацию национальных орнаментальных шаблонов.

Спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна.
Архитекторы: Артур Тарханян, Грачья Погосян, Спартак Хачикян, Гурген Мушегян.
Источник.

Джим Торосян

Архитектура Джима Торосяна во многом основана на формах и объемах, заимствованных из народных форм пластического искусства. Комплекс «Каскад» – одна из главных достопримечательностей Еревана – спроектирован Торосяном в сотрудничестве с Саргисом Гурзадяном и Асланом Мхитаряном. Строительство монументального пространства из пяти открытых террас началось в 1971 году и продолжается по сей день.

Каждая из террас представляет собой своеобразный музей под открытым небом. Там можно полюбоваться архитектурным ансамблем и современными скульптурами, а также открывающимся с высоты видом на город и гору Арарат.

«Каскад» стал одним из последних и лучших памятников армянского модернизма. К сожалению, политические и культурные потрясения конца 80-х привели к тому, что это здание оказалось последним аккордом армянской архитектурной школы.

Архитектурный комплекс «Каскад». Источник.

Источник фото обложки. 34travel.me


Подробнее о работе архитекторов вы сможете узнать 31 июля на лекции Айрата Багаутдинова «Крылатые быки и бруталистские башни. Архитектура армянского модернизма».
Ссылка на регистрацию