Эльза Скиапарелли и армянская мастерица Арусяк Микаэлян. История создания легендарного свитера с бантом
В 1920-е годы на смену эдвардианским корсетам и пышным нарядам пришло платье-футляр, ознаменовав в истории моды новый этап. Женщины постепенно стали отходить от сложных конструкций к более простому костюму, который не сковывал движения.
Важная особенность предыдущих модных тенденций ― это s-образный силуэт, который визуально достигался благодаря корсету и поясу на талии. Мода 20-х годов стала полной противоположностью: прямой крой, открытые ноги и короткие стрижки, заниженная талия. Всё это стало символом «ревущих двадцатых».
Женщины в этот период всё чаще выбирали спортивные наряды, свитера, брюки, гольфы и галстуки. Но свитера того времени имели серьёзный недостаток — они быстро теряли форму после носки. Этот элемент гардероба стал отправной точкой для создания одного из самых знаковых дизайнов XX века — свитера с бантом от Эльзы Скиапарелли. Он повлиял на развитие всей модной индустрии в дальнейшем. Многие дизайнеры по сей день отдают дань уважения модельеру лишь за это нововведение: Ив Сен-Лоран создал пиджак Les Yeux d'Elsa, а Джон Гальяно — брючный костюм для Christian Dior. В 2022 году креативный директор модного дома Schiaparelli Дэниел Роузберри представил на показе переосмысление известного свитера, сделав оммаж Эльзы.
С чего всё началось?
Весна 1927 года. Начинающий модельер Эльза Скиапарелли переживала не самые лучшие времена. Денег у неё практически не осталось. Попытки заявить о себе не увенчивались успехом, а приносили очередные убытки. В этот период модельер находилась в поисках вдохновения, которое позволило бы улучшить положение. Всё в жизни Эльзы изменила случайная встреча на улицах Парижа, когда она увидела незнакому в необычном свитере. Такой фасон тогда ещё никто не носил.
Дизайнеры всегда исходят из потребностей покупательниц. Новое время ознаменовало новый силуэт, отходящий от канонов викторианской и эдвардианской эпох, когда свитера прилегали к телу и подчёркивали талию. В 20-е годы женщины отошли от прилегающих к телу нарядов, хотя полностью от того же корсета они не отказались. Но не всему находилась альтернатива. В одном интервью Эльза рассказывала: «В платьях я смотрелась очень хорошо. С вечерним нарядом у меня не было проблем. Но когда я хотела надеть элегантный свитер и юбку, чтобы пойтина гольф, мне становилось смешно от своего вида. Это было связано с тем, что свитера слишком облегали фигуру. Я не могла найти свитер, который сидел бы на мне свободно».
Свитер, который она увидела на женщине, отличался «устойчивой» формой. Другие вязанные изделия в 20-е годы растягивались после стирки. Заинтригованная Скиапарелли вскоре выяснила, что наряд связала армянка, использовавшая особый вид двойного стежка. Эта техника сохраняла эластичность ткани и предотвращала её деформацию.
Знакомство с армянской мастерицей Арусяк Микаэлян стало судьбоносным для Эльзы. Она предложила женщине сотрудничество и заказала несколько прототипов увиденной вещи. Одним из первых был свитер с бантом. Эскиз к нему Скиапарелли нарисовала сама. На чёрном фоне белый бант визуально создавал иллюзию шарфа, обёрнутого вокруг шеи. Эта простая, но изысканная деталь была началом её успеха в мире моды.
Главная задумка дизайнера — совмещение двух полотен. Это достигалось благодаря «армянскому» стежку, в котором одновременно используют две разные нити.
Биограф Палмер Уайт отмечает, что Арусяк Микаэлян, известная под псевдонимом «Майк», планировала переехать в Англию, когда дизайнер нашла её. Эта встреча не только вошла в историю мировой моды, но и помогла женщинам из армянской диаспоры в Париже иметь постоянную работу.
Дебют свитера с бантом состоялся на светском обеде, куда Эльза пришла в новом наряде. Свитер сразу привлёк внимание модниц: его необычный дизайн, связанный вручную, оказался настоящей сенсацией. В тот же вечер на него поступил первый крупный заказ. Американский магазин заказал 40 копий изделия. Это стало первым значимым успехом для Эльзы и её армянских рукодельниц.
До этого момента попытки модельера заявить о себе не увенчивались успехом. Один из первых магазинов закрылся уже в 1926 году из-за финансовых трудностей. Тем не менее, коллекция свитеров с узором trompe-l'œil (французский термин, означающий «обман зрения») и особая техника вязания помогли Скиапарелли обозначить своё имя в мире моды. Когда о свитере написали в декабрьском выпуске Vogue, изделие стало сразу же популярным.
Стиль trompe-l'œil стал одним из самых узнаваемых элементов бренда Скиапарелли, а её коллекции, созданные с помощью армянских мастериц, помогли модному дому подняться на вершину индустрии.
После успеха в 1927 году она быстро расширила свою коллекцию, включив в спортивную одежду, купальники и вечерние платья. Мастерская, которая работала над первыми заказами, вскоре превратилась в полноценное производство, где трудились многие женщины армянской общины Парижа. Это сотрудничество дало армянкам возможность самим обеспечивать себя и иметь финансовую стабильность.
В истории моды важно не забывать имена, благодаря которым менялся вектор происходящего. Это понимала Эльза Скиапарелли, подчёркивая значимость Арусяк в создании культовой вещи модного дома Schiaparelli.
На обложке — Эльза Скиапарелли. Источник
Источники:
Shocking Life' by Elsa Schiaparelli. Victoria and Albert Museum. Веб-ресурс
Alexander E. Elsa Schiaparelli: How I came up with my first ever design/
Harper’s Bazaar. Веб-ресурс
Borrelli-Persson L. A Brief History of Elsa Schiaparelli’s Iconic Bow Sweater. Vogue. Веб-ресурс