Космические мотивы в архитектуре Ереванского модернизма
1960-е годы – интересное и насыщенное время. Главным достижением тех лет можно считать полет Юрия Гагарина в космос. Это событие стало не только научной сенсацией, но и культурным феноменом, влияние которого трудно переоценить, ибо оно не ограничивается рамками одного десятилетия. Дизайнер Пако Рабан создает свои футуристические наряды, Стэнли Кубрик снимает фильм «2001 год: Космическая одиссея», космонавт Алексей Леонов пишет картины о том, что видел на Земле. Не остались в стороне и архитекторы, воплотившие вдохновленные темой космоса и средневековой армянской архитектурой проекты. Армянский музей Москвы рассказывает о самых выдающихся памятниках Ереванского модернизма.
Одной из самых значимых построек 1960-х годов, пожалуй, можно назвать «Цицернакаберд», представляющий собой мемориал жертвам Геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Авторами памятника стали Артур Тарханян и Сашур Калашян. По сути, это огромный кенотаф, традиция возведения которых восходит еще к временам Античности. В центре мемориала находятся 12 массивных базальтовых плит под углом, символизирующих 12 провинций, пострадавших во время трагедии, и незажившую рану. Они образуют круг, как бы закрывая от ветра находящийся внутри Вечный огонь. Чуть правее расположена стела с пронзающей небо острой верхней частью. Она состоит из двух разделенных архитектурных объемов, олицетворяющих армянский народ, одна часть которого проживает в Армении, а другая разбросана множеством диаспор по всему миру. Тем не менее, стела заканчивается единым шпилем. К центральной части мемориала ведет стометровая стена траура с высеченными названиями городов и провинций, откуда депортировали армян. Удивительно лаконичное, но монументальное по смыслу решение. Посетитель мемориала не может не пройти вдоль этой стены, что задает нужный эмоционально-патетический настрой. Идти приходится медленно, читая все надписи. Спускаясь по ступеням к центру мавзолея, где расположен Вечный огонь, зритель оказывается от окружающего ландшафта и над ним остается только бесконечное небо. Цицернакаберд — это драматическое повествование, выраженное в камне.
В 1971−1974 годах по проекту Грачьи Погосяна, Артура Тарханяна и Спартака Хачикяна в Ереване на месте бывшего рынка был возведен кинотеатр «Россия». По конструкции здание выглядит современно даже по меркам сегодняшнего дня. Ключевыми элементами его композиции являются два массивных объема, образующими дугу, а экстерьер лишен каких-либо украшательств. Советские архитекторы и здесь используют достижения своих античных предшественников: так, своды кинотеатра декорированы большими квадратными кессонами. В оформлении также был использован витраж в форме усеченного конуса, который смотрится особенно красиво в солнечную погоду. Его абстрактная геометрическая композиция чем-то напоминает приборную панель космического корабля или «Сигналы» советского художника Юрия Злотникова. В 70-х годах не было мощных современных колонок, поэтому архитекторы проделали большую работу для обеспечения качественной акустики, усилив звук при помощи изогнутых форм. Благодаря Артуру Тарханяну, любившему армянские церкви, в проекте кинотеатра соединились передовые технологии и традиции. Внутреннее оформление залов тоже было поистине роскошным: зрители поднимали головы и видели над собой не просто потолки, а звездное небо.
В 1980 году был открыт первый терминал аэропорта «Звартноц», построенной по проекту Артура Тарханяна и Спартака Хачикяна, работавших в тандеме с Левоном Черкезяном. Архитекторы пошли на смелый шаг, отказавшись от традиционной для того времени формы в виде «коробки», и изучили опыт западных коллег, строивших аэровокзалы в Германии. Однако армянские архитекторы не следовали по пути простого копирования, а адаптировали современные архитектурные решения под собственные творческие задачи и не забыли о национальных корнях. В плане аэропорта, площадь которого сопоставима с двумя футбольным полями, представляет собой два усеченных конуса, что является отсылкой к разрушенному средневековому храму «Звартноц», что в переводе с армянского означает «Храм бдящих ангелов». В центре архитектурной композиции находится 61-метровая башня, в которой раньше располагались диспетчерская и ресторан. Сейчас в Ереване функционирует новый аэропорт, оснащенный по последнему слову техники.
В 1973 году был возведен панельный дом по проекту Льва Балаяна и Мартина Товмасяна, среди горожан получивший название «Орбита». Симметричное здание облицовано коричневым туфом. Постройка выглядела бы абсолютно не примечательной, однако архитекторам удалось придать ей выразительности при помощи белых балконов, расположенных с четырех сторон. Здание поддерживает стилобат с вогнутыми открытыми углами. «Орбита» — пример органичного сочетания функционализма и модернизма. Балаян и Товмасян доказали, что жилой дом может служить не только утилитарным задачам, но и быть оригинальным памятником городской архитектуры.
В 1981 году была открыта станция метро «Еритасардакан» («Молодежная»), представляющая собой символ торжества советской науки. Проект создал архитектор Степан Кюркчян. Название обусловлено местонахождением станции, окруженной множеством университетов и библиотек. Дизайн светильников станции напоминает кристаллическую решетку. Однако при подходе к станции с улицы, первое, что привлекает внимание зрителя – вырастающая из земли труба цилиндрической формы, облицованная ребристыми алюминиевыми панелями. Через окно, помещенное в верхний срез трубы, освещается эскалатор станции в дневное время суток. Вестибюль возведен из монолитного бетона и покрыт снаружи базальтовых и травертиновыми плитами, а внутри - мрамором и гранитом. Торец центрального зала станции декорирован барельефом, составленный из стилизованных мотивов традиционного армянского орнамента. Построенная уже в XXI веке станция метро «Тропарево» в Москве по своей конструкции напоминает «Еритасарадакан», так как ее выходы представляют несколько облицованных металлом труб, «вкопанных» в землю. К сожалению, сегодняшний облик станции не соответствует оригинальной задумке авторов. Например, изначально архитекторы отошли от традиционного белого свода и заменили его на золотистый, создав имитацию солнечного освещения от люминесцентных ламп. Реконструкция привела к утрате этого интерьерного решения. Станция стала выглядеть новее, но совсем по-другому. Тем не менее, она прекрасно вписывается в городской ландшафт, ее включают в туристические буклеты как обязательную для посещения достопримечательность.
Ереванский модернизм удивительным образом совместил в себе веяния, связанные с космосом и развитием новых технологий, представления архитекторов о будущем (или ностальгия о «светлом будущем», которой жил советский народ), национальные истоки, уважение к исторической памяти и проверенные веками архитектурные решения. Можно сказать, что они опередили свое время на десятки лет вперед.
Студентка дипломного курса Казанского государственного института культуры по специальности «Арт-критика» Инесса Крюкова для Армянского музея Москвы