Паскаль Себах и братья Абдулла: армянские фотографы в Османской Империи
Американский Исследовательский Институт Гетти, благодаря французскому коллекционеру фотографий Пьеру де Жигору, собрал снимки, сделанные в XIX веке в Османской Империи. На фотографиях изображены армянские семьи, члены религиозных общин, люди в национальных костюмах, а также кварталы, в которых проживали армяне. Большинство снимков было сделано в студиях фотографии, которые принадлежали армянским фотографам.
Армяне в Османской Империи чаще всего работали химиками, ювелирами и фармацевтами. Поэтому их знания о химических процессах, необходимых в том числе и для проявки снимков, помогли им преуспеть в фотографии. В конце XIX века некоторые студии в Константинополе принадлежали и управлялись фотографами армянского происхождения.
Фотограф Паскаль Себах — наполовину ассириец, наполовину армянин — открыл свою первую студию «Эль Чарк» в 1857 году. Он добился большого успеха благодаря своим портретам и в 1873 году открыл второй филиал студии в египетском Каире.
Имя Себаха стало синонимом студийной фотографии в Константинополе. После его смерти студия продолжила работать под руководством Поликарпа Жоалье, который сменил ее название на «Себах и Жоалье». Бизнес процветал, и количество клиентов стало увеличиваться — в 1889 году в их списке оказался даже кайзер Германии Вильгельм II.
Портрет двух армян в парадной одежде показывает, что Себах владел как техническим, так и художественным аспектом создания фотографий. Мужчины стоят в формальных позах, демонстрируя свои широкие брюки, шарфы и шапки, — элементы традиционного армянского костюма. Это постановочная студийная фотография, которую Себах, скорее всего, сделал для того, чтобы показать представителей армянской этнической группы. Фотограф также уделяет внимание тональностям снимка — цвет сепии на фотографии меняется от светлого к темному, расставляя тени и свет.
Такое же внимание композиции и тональности Себах уделяет в альбоме «Популярные турецкие костюмы» 1873 года, который был создан по заказу османского дипломата, художника и основателя Стамбульской академии изящных искусств Османа Хамди-бея. Именно Паскаля тот выбрал в качестве фотографа для создания изображений народов Османской империи для Международной выставки 1873 года в Вене. Утонченный стиль Себаха также прослеживается и на снимке армянской невесты: свисающие кисточки, ожерелье и золотой узор ее платья отбрасывают свет, контрастируя с тонким кружевом фаты.
Фотография армянского квартала в Бруссе, которую сделали Себах и Жуалье в 1894 году, представляет собой вид с холма. Этот снимок также демонстрирует мастерство фотографа в передаче тонов. Яркое полуденное солнце создавало трудности — оно могло размыть некоторые детали лиц и предметов. Но Себах ловко справился с этой проблемой — он расположил маленького ребенка справа от дороги в тень под деревом, уменьшив блики. Каждый человек на снимке находится в тени либо деревьев, либо зданий.
В 1858 году в Константинополе открылась студия «Братья Абдулла», которой владели три брата-фотографа армянского происхождения — Вичен, Овсеп и Кеворк Абдуллахяны. Они быстро получили признание за свое мастерство — всего через пять лет их назначили королевскими фотографами османского султана. Их клиентами также были уэльский принц Эдуард и французская императрица Евгения. В 1886 году слава фотографов дошла и до Египта. По личной просьбе хедива Тауфика-паши Абдуллахяны открыли филиал студии в Каире, который просуществовал около десяти лет. В начале двадцатого века студию «Братья Абдулла» продали Паскалю Себаху.
Братья Абдуллахяны преуспели в создании пейзажей, портретов и сцен повседневной жизни крупных городов Османской Империи. Их фотография Галатского моста в Константинополе примечательна тем, что на ней виден Старый город. На снимке традиционное встречается с современным — когда вдалеке возвышаются минареты, на общем плане видны размытые образы лодок, которые напоминают оживленные места торговли.
Такое же сочетание традиций и современности можно проследить в коллекции из пяти студийных фотографий, на которых изображены носильщики и уличные торговцы. Традиционные занятия мужчин представлены через современные средства: студийное освещение, подобранные фоны и срежиссированные позы.
Фотография пожарной команды в Константинополе срежиссирована не так тщательно, но все равно полна энергии. Из-за старости и близкой расположенности зданий друг к другу, а также использования деревянного бруса при строительстве, город был под постоянной угрозой возгорания. Поэтому пожарные играли значительную роль в Константинополе. Посвятив им страницу в альбоме, «Братья Абдулла» подтвердили их важность для общества, а также продемонстрировали высокую подготовку муниципальных служб.
Это не все армяне, которые в конце XIX века занимались фотографией. Десятки других фотографов армянского происхождения работали не только на территории Османской Империи, но и в Восточной Европе и Центральной Азии. Их наследие еще только предстоит изучить.
Источник: The Public Domain Review
Обложка: Армянские мужчины в клетчатых куртках, 1883 год. Снимок студии фотографа Тамлиджяна. Фото: The Public Domain Review