«Я художник неопределенности и сомнений»: графические миры Ассадура
Ассадур Бездикян — более известный только по своему имени — признан мастером в области гравюры. Он создает загадочные графические пространства, которые открывают возможности для множественных интерпретаций. Сам Ассадур свое творчество характеризует так: «И в жизни, и в живописи существует две опасности — чрезмерный беспорядок и чрезмерный порядок. Я всегда стараюсь держать их под контролем. Если я вижу, что в произведении слишком много порядка, то добавляю немного хаоса. И наоборот — если превалирует беспорядок, то я восстанавливаю баланс».
Ассадур Бездикян родился в Бейруте в 1943 году в ливано-армянской семье. В 18 лет он уехал из Ливана, чтобы учиться гравюре, графике и живописи — сначала в итальянской Академии Пьетро Ваннуччи в Перудже, а затем во французской Школе изящных искусств в Париже. Уже в 1971 году в столице Франции прошла первая выставка работ Ассадура. Затем его картины стали выставлять в Риме и Брюсселе, а также Люксембурге, Амстердаме, Берлине, Токио и Тайване.
Бездикян — художник-график, который занимается гравюрой. Он работает в технике, которая сочетает офорт с акватинтой. Суть офорта заключается в следующем: художники рисуют, царапая тонкой острой иглой медную доску, которая покрыта специальным лаком. Потом эту доску подвергают кислотному травлению. Затем ее очищают от лака и печатают гравюру. А в акватинте доску покрывают тонким слоем канифолевой пыли, нагревают ее, сплавляя с металлом, и также травят кислотой. В результате доска покрывается мелким зерном — на этой текстуре художник рисует, используя кислотоупорный лак. Далее доску вновь травят кислотой — и так несколько раз в зависимости от творческой задумки автора. Комбинируя эти две техники, Ассадур создает картины, которые сочетают тонкие штрихи и линии и мягкие бархатистые пятна, похожие на мазки кистью.
Ассадур признался, что никогда не был в Армении. Несмотря на это, армянское происхождение играет важную роль в его творчестве. Корни Бездикяна уходят в Западную Армению. Поэтому в его работах находит отражение тема уничтожения, которая относится к Геноциду 1915 года. «В моем роду еще сохранилась память о том, как его пытались истребить — будто мир катится в пропасть. Вот почему на моих работах как будто бы разбросаны осколки — с помощью них можно создавать вновь», — говорит Ассадур.
Во многих работах Бездикяна изображены, вплоть до мельчайших деталей, пейзажи из обломков. На них — люди, которые держат над осколками небольшие конусы света. При этом работы Ассадура не содержат никаких отсылок и не создают новых смыслов. Они лишь пытаются засвидетельствовать определенные эпизоды, а не передать их полностью. Ассадур утверждает: «Я художник неопределённости и сомнений — для меня они являются источником, самим местом для творчества».
Работы Ассадура выставляются до сих пор. В марте 2022 года в Музее Карла Эрнста Остауза в немецком Хагене открылась ретроспектива работ Бездикяна под названием «Следы и пути». На ней представлены как самые первые работы художника, выполненные красками на холсте, так и более современные гравюры.
Директор института изучения диаспоры и геноцида в Рурском Университете в Бохуме (Германия) Кристин Платт так говорит про творчество Бездикяна: «Работы Ассадура показывают одержимость временем. В этом — тревожная сторона его картин. Они дают понять, что над руинами время всегда останавливается. Война останавливает время».
Источники: Meem Art Gallery, Новое время, One Fine Art, Galerie Claude Lemand, The Armenian Weekly, Osthaus Museum Hagen
Обложка: Paysage aux 6 nuages. Автор: Ассадур, 2016. Фото: The Armenian Weekly