Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Уничтожение армянских религиозно-культурных и советских памятников на занятых ВС Азербайджана территориях Арцаха

Эпиграфом к данной статье хочется напомнить о показательном эпизоде. В декабре 2020 года азербайджанская президентская чета Ильхам и Мехрибан Алиевы посетили территории занятого азербайджанскими войсками Кашатагского района Республики Арцах. Увидев табличку с надписью на армянском языке, президент и вице-президент (именно эту должность занимает первая леди Азербайджана) повалили ее на землю и встали сверху. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что Мехрибан Алиева до недавнего времени была послом доброй воли в ЮНЕСКО, миссию которой азербайджанские власти на территории Нагорного Карабаха не пускают. На этом фоне рассказ о культурной политике страны с такими лидерами на занятых ее войсками территориях уже сейчас обещает быть полным невероятного…

Мехрибан и Ильхам Алиевы в Кашатаге. Фото: Официальный сайт президента Азербайджана

44-дневная война 2020 года стала настоящей трагедией для армянского населения непризнанной республики Арцах — тысячи человек, включая мирное население, погибли, десятки тысяч стали беженцами после оккупации ВС Азербайджана более чем 2/3 территории республики, была разрушена инфраструктура, нарушена логистика. Но это в основном трагедии, связанные с военным временем и непосредственными боевыми действиями. К сожалению, и после заявления от 9 ноября 2020 года, подписанного лидерами Азербайджана, Армении и России, давление азербайджанской стороны в отношении армянского присутствия в регионе не прекратилось. Впрочем, подобные действия не ограничиваются чисто армянским наследием и охватывают также наследие советского периода, особенно могилы, мемориалы, музеи и памятники героям Великой Отечественной войны.

Азербайджанские военные регулярно уничтожают армянские хачкары на занятых территориях. Хачкары — это вырезанные из камня кресты, которыми увенчиваются могилы. Также они могут сами по себе служить памятниками. Многим хачкарам сотни лет, и они представляют собой важную часть исторического и культурного наследия армянского народа и армянской цивилизации.

В январе 2021 года в селе Аракел Гадрутского района снесение одного из таких хачкаров было запечатлено на камеру и выложено в интернет. В апреле 2021 года та же судьба постигла хачкар на могиле павших героев Первой Арцахской войны в селе Ухтадзор Гадрутского района. В мае текущего года новое подобное видео, снятое предположительно в Шуши, также стало достоянием интернет-общественности.

Азербайджанский военный разрушает хачкар. Фото: Инфотека 24

Еще одно видео вандализма в отношении армянского хачкара было выложено буквально недавно — в начале сентября 2022 года.

Хачкарами дело, разумеется, не ограничивается. В городах Шуши и Гадрут, а также их окрестностях зафиксированы случаи уничтожения армянских могил. А в селе Сгнах с 12 апреля по 18 июня 2021 года с помощью бульдозеров было уничтожено целое армянское кладбище XVIII века — якобы, с целью строительства на его месте дороги. Об этом сообщила Организация охраны памятников, предоставив в качестве доказательства спутниковые снимки.

Кладбище, уничтоженное азербайджанцами. Фото: Общество русско-арцахской дружбы

Данный случай был предан широкой огласке, а Организация призвала Баку прекратить разрушение объекта. При этом другой такой случай — разрушение кладбища села Мец Техер, случившееся несколько ранее, — оказался не столь известным, что не отменяет факта вандализма. Также было раскопано старое армянское кладбище в селе Парух Аскеранского района Арцаха после занятия села ВС Азербайджана весной 2021 года — в нарушение заявление от 9 ноября и невзирая на наличие поблизости российских миротворцев (позже село было возвращено армянской стороне, но захваченная вместе с ним господствующая над окрестностями высота Караглух так и осталась за азербайджанцами несмотря на переговоры с миротворцами).

Не избежали азербайджанского вандализма и армянские церкви Арцаха. Символ города Шуши и один из самых красивых храмов республики, Собор Христа Всеспасителя (Казанчецоц, XIX век) уже, судя по скудным и редким изображениям, лишился своего купола и статуй ангелов.

Поврежденный Казанчецоц. Фото: iravaban.net

Канач жам. До и после. Фото: InterLur

Азербайджанская сторона всячески скрывает то, что происходит с храмом, однако, по имеющейся информации, храм хотят перестроить и выдать за сооружение созданной алиевским режимом «албанской церкви».

Казанчецоц — тот самый собор, в который азербайджанцы ударили беспилотником во время 44-дневной войны, ранив русского военного корреспондента Юрия Котенка. Несколькими днями позже там же — прямо на фоне развалин — дал концерт бельгийский виолончелист Севак Аванесян, показав торжество армянской культуры, человечности и созидательности над хаосом, варварством и жестокостью противника. Другая армянская церковь в горде Шуши, «Канач жам» (XIX век), также лишилась купола и превратилась в забегаловку.

Севак Аванесян дает концерт в разрушенном храме Казанчецоц. Фото: Коммерсант

Надо отметить, что Шуши объявлен режимом Алиева «культурным центром Азербайджана», а упомянутые и неупомянутые акты вандализма обозначаются не иначе как «восстановление архитектурного облика города и возвращение его былого значения». По сути, речь идет, конечно, о полной деармянизации города. Важно добавить, что христианские памятники Шуши, которые уничтожаются сегодня, — это то немногое, что осталось в городе от армян после Шушинской резни 1920 года, когда армянская его часть была сожжена практически полностью.

Но городом Шуши география борьбы азербайджанских властей и военных с армянскими церквями не ограничилась. Так, была полностью снесена армянская церковь Пресвятой Богородицы города Джракан на юге Арцаха. Еще более интересные манипуляции азербайджанцы проделали с церковью Сурб Арутюн в Гадруте (кстати, XVII века). В ней, по прямому указанию президента Алиева, вычистили все армянские надписи и орнаменты, дабы представить ее «албанской».

Гадрут. Фото: wiki2.org

«Албанизация» оккупированных территорий — достаточно занятное явление азербайджанской культурной политики, предполагающее и откровенную ложь о наличии в регионе «албанской церкви» (на деле — епархии ААЦ), и неких «древних кавказских албанцев», которые, якобы, являются предками современных азербайджанцев, и заигрывания с Русской православной церковью через ее представителя в Баку — отца Никанора. Процесс напрямую курируется Министерством культуры Азербайджана, издавшего соответствующий указ.

Недавно азербайджанскими войсками был занят город Бердзор. Это вынудило армянскую сторону изменить маршрут связи Арцаха с Арменией. Однако нас сейчас интересует судьба армянской церкви святого Воскресения, расположенной в городе.

Проект по превращению храма Сурб Амбарцум в Бердзоре в мечеть. Фото: wompos.ru

Уже сейчас имеется проект ее превращения в мечеть, что в принципе — вполне в духе азербайджанской политики на занятых территориях, и точно повторяет практику турок (воспринимаемых азербайджанцами в качестве предков и идеологических ориентиров), совершавших подобные акции повсюду — от Белграда до Константинополя — и продолжающих в том же духе до сих пор (из последнего — превращение в мечеть Собора Святой Софии в Стамбуле).

А начался этот дискурс в селе Карин Таг, откуда азербайджанские вандалы выложили видео, на котором четко видно разбитый алтарь церкви, поврежденные стены и то, как азербайджанские военные поднимаются на алтарь, оскверняя его. Кроме того, попирая ритуальную функцию христианского строения, азербайджанцы совершают мусульманскую молитву в христианской церкви.

Учитывая все вышеперечисленные святотатства, вряд ли стоит удивляться такой «мелочи», как разрушение азербайджанцами дома-музея Жамаряна в Шуши, представляющего историко-культурную ценность в качестве оригинального архитектурного объекта 1852 года постройки.

Все это можно было бы списать на азербайджанскую вражду к армянству и всему армянскому, религиозный экстремизм азербайджанских военных, может быть — на их фетишистские и местами некрофильские наклонности, но это с большим трудом объясняет систематические акты вандализма в отношении уже советских памятников.

К примеру, в уже упомянутом городе Шуши азербайджанские военные уничтожили памятник летчику-асу, дважды герою Советского Союза Нельсону Степаняну. Напомню, что этот человек в годы Великой Отечественной войны потопил 13 немецких судов, уничтожил 80 танков и 600 машин, а также 27 самолетов, 100 зенитных орудий, 130 пулеметных точек 40 железнодорожных вагонов и более 5000 немецких солдат и офицеров.

Другой мемориал — павшим героям Великой Отечественной войны в селе Карин Таг — подвергся осквернению. Азербайджанцы потом всячески пытались скрыть этот факт, врали о том, что осквернили они не этот памятник, а другой — героям Первой Карабахской войны, но их страсть к видеосъемке собственных преступлений разоблачила данную ложь.

Еще более возмутительным является разрушение памятника маршалу авиации Сергею Худякову (настоящее имя Арменак Ханферянц) в селе Мец Тагер. На спутниковых снимках можно увидеть, что была разрушена статуя маршала, а его МИГ-17 разбит и перемещен в сторону от дома-музея военачальника.

Сергей Худяков (Арменак Ханферянц). Фото: Общество русско-арцахской дружбы

Эту акцию осудили некоторые российские политические, общественные и даже военные деятелями, в частности — бывший начальник Генштаба ВС СССР, генерал армии Михаил Моисеев и Союз ветеранов России.

Все происходящее мы характеризуем не иначе, как культурный геноцид, направленный и против армянского, и против советского наследия. Этот геноцид имеет глубокие корни, связанные с деятельностью некоторых одиозных личностей начала XX столетия и их популярностью в современном азербайджанском обществе. Прежде всего, это Мамед Эмин Расулзаде, идеолог партии «Мусават», а затем коллаборационист и пособник нацистов, занимавшийся организацией азербайджанского легиона вермахта. Именно его считают одним из главных идеологов современного независимого Азербайджана, причем тайно лояльно относились к Расулзаде и в советские годы.

Азербайджанец с фотографией Эмина Расулзаде

Современный Азербайджан пошел в этом деле много дальше, стремительно увековечивая этого деятеля везде, где только можно — его именем назван пригород Баку, его памятники стоят в городах Гянджа и Загатал и в селе Новханы, а его 130-летие в 2014 году отмечалось как национальный праздник.

Не менее популярен в Азербайджане и Абдуррахман Фаталибейли — командир упомянутого азербайджанского легиона, бывший советский майор, сдавшийся в плен и начавший служить Гитлеру.

Абдуррахман Фаталибейли. Фото: Википедия

После войны он сбежал в Западную Германию, вел антисоветские программы на радио, пока не был убит в 1954 году агентом КГБ Микаилом Исмаиловым. Фаталибейли считается сегодня одним из героев Азербайджана XX века. О его «славе и подвигах» пишут книги, его имя носят школы и культурно-патриотические организации.

Эти и другие ориентиры современного азербайджанского общества были убежденными тюркскими националистами, ненавистниками, как армян и всего армянского, так и Советского Союза. Происходящее сейчас в Карабахе — вполне в духе их идей и, как будто, их воле.

Казалось бы, единственной силой, которая способна прекратить культурный геноцид в Арцахе, является Россия, имеющая там миротворческий контингент и влияющая на Баку посредством десятков различных нитей: экономических, военных, политических. Однако российские официальные лица до сих пор не упоминали о ситуации с памятниками в Арцахе.

Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews