Арарат в живописи Ильи Занковского и князя Гагарина
Кавказские горные пейзажи вдохновляют художников уже не одно столетие. Так, библейскую гору Арарат, священное место для армянского народа, на своих полотнах изображали как армянские, так и зарубежные живописцы. Русские мастера не стали исключением. Армянский музей Москвы рассказывает о пейзажах Занковского и князя Гагарина — художников, которых искусствоведение причисляет к мастерам второго ряда. Но при этом нельзя сказать, что их техника хуже, чем у широко известных живописцев.
Российский художник Илья Занковский (1832–1919) был вольнослушателем Императорской академии художеств, но профессионального образования так и не получил. Он посвятил Арарату несколько пейзажей, написанных с разных ракурсов. Позже они стали одними из самых узнаваемых работ художника. Первый из них — «В горах. Вид на Арарат». На переднем плане Занковский изобразил отдыхающих путников и лошадей. При общем рассеянном свете картины одна группа людей и животные будто нарочито высвечены, в то время как другая расположена в тени чуть поодаль. На заднем плане мы видим снежные шапки вершин Арарата, на которые падают лучи солнца. Они словно отделены туманной голубой дымкой, точно стеной, от событий, происходящих на переднем плане. Эту работу Занковского от двух остальных отличает цветовая палитра, построенная преимущественно на различных оттенках коричневого. Изображённые художником люди вносят живость в немного скудный по колориту пейзаж, однако выступают в роли стаффажных фигур.
В следующей картине — «Арарат. На Кавказе» — чувствуется влияние традиций академического пейзажа. Вода убегающей вдаль реки будто вобрала в себя все цвета радуги. Пейзаж в целом выглядит довольно цветистым, активный, броский колорит успокаивает лишь сиреневая дымка тумана. На переднем плане также изображены люди, но на этот раз художник не высвечивает их так активно. Частичный отказ от такого приёма делает картину менее театральной, а освещение выглядит более естественным. Теперь наш взгляд не задерживается на путниках. Очертания вершин Арарата теряются в воздухе, на них падают лучи рассветного солнца. Занковский уделяет большое внимание световоздушной перспективе и мягким переходам цветов.
«Вид на Арарат» наиболее ярко иллюстрирует пейзажные традиции, появившиеся ещё в эпоху классицизма. Мы чётко видим три разноцветных плана: первый, более коричневатый, второй, более зелёный, и третий — голубоватый. Также ясно ощущается контраст между тёплым передним планом и между холодным задним. Идущий извилистой тропинкой караван располагается практически по центру композиции. Выходящая на первый план слева дорога словно приглашает зрителя пойти им навстречу. Этот пейзаж Занковского, пожалуй, самый богатый с точки зрения колорита. Лазурно-голубой цвет неба незаметно переходит в холодно-розовый.
Григорий Гагарин — один из самых знаменитых художников-любителей в русском искусстве, который, пожалуй, по уровню не уступал профессионалам. В картине «Джигитовка курдов и татар перед крепостью Сардарапат в Армении» Арарат не сразу обращает на себя внимание. Его белые снежные шапки словно парят в бледно-голубом небе, они словно призраки, наблюдающие за занятиями всадников. Композиция картины построена как на горизонтальных линиях, повторяющих траекторию бегущих лошадей, так и на диагональных, которые сформированы линиями крепостной стены и рядами всадников. Герои картины выглядят полностью изолированными от внешнего мира, причём отгораживает их от цивилизации не только крепость, но и гора Арарат.
Произведение «Курды и персы атакуют Вагаршапат» можно назвать одним из шедевров батального жанра в области графики. Драматизм происходящих событий усиливает христианский храм, изображённый на втором плане. Ни одна из мировых религий, к которым также относится христианство, не поощряет войны и сопровождающие их убийства, но, тем не менее, религиозных войн и конфликтов в истории было довольно много. Сводам храма словно вторят силуэты вершин Арарата, практически теряющиеся в туманной дали. Однако в то же время Гагарин усиливает религиозную символику этого священного места.
«Курды переходят реку Аракс» — ещё один графический пейзаж князя Гагарина, на котором он изображает Арарат. Сначала взгляд зрителя привлекают два персонажа на первом плане. Старик погружён в свои думы, он не смотрит на чуть склонившегося к нему молодого человека. Потом художник уводит его назад по диагонали. И мы видим довольно многочисленное войско курдов. Человек, расположенный на заднем плане справа, выглядящий, как маленькая точка, привлёк внимание некоторых курдов. Они уже мчатся ему навстречу. Гора Арарат окружена облаками, что усиливает тревожность атмосферы.
При взгляде на картины двух живописцев удивительно, как одно и то же место может выглядеть столь по-разному. Пейзажи Занковского ассоциируются с тем романтичным Кавказом, о котором писали русские поэты, куда можно убежать и больше не возвращаться. Арарат занимает у него центральное место. Произведения Гагарина же воинственные, но князь практически избегает жестокой стороны войны как таковой. Арарат выступает как безмолвный наблюдатель.
Студентка дипломного курса Казанского государственного института культуры по специальности «Арт-критика» Инесса Крюкова для Армянского музея Москвы