Неизвестный Варужан Еган Богосян: художник, чьё творчество сложнее, чем кажется на первый взгляд
Имя этого художника мало известно за пределами США, однако в историю искусства он вошёл как выдающийся график, скульптор, коллажист и педагог. Армянский музей Москвы рассказывает про жизнь и творчество Варужана Богосяна — американского деятеля искусства армянского происхождения.
Варужан Еган Богосян родился в семье армянских иммигрантов в 1926 году в Новой Британии, штат Коннектикут. Его отец был сапожником. Школьное образование Варужана было достаточно традиционным, хотя он посещал уроки поэтессы Констанс Кэрриер, которая познакомила его с миром литературы.
Богосян служил в ВМС США во время Второй мировой войны. Вернувшись домой в 1946 году, он поступил в педагогический колледж (1946−1948) по программе G.I. Bill, позволявшей военнослужащим получить высшее образование на льготных условиях и получить профессию, чтобы адаптироваться к мирной жизни. Затем обучался в Школе искусств Веспер в Бостоне (1948−1950). Во время учёбы в Веспер Богосян начал участвовать со своими акварелями и ксилографиями в выставках местных галерей, а в 1950 году состоялась его первая персональная выставка.
Позже немецкий художник-иллюстратор Йозеф Альберс пригласил Богосяна вместе с американским художником Ирвингом Петлином учиться в Йельский университет (1956−1959). Однако ещё до начала обучения в одном из самых престижных вузов Америки Варужан Богосян в 1953 году получает грант Фулбрайта на обучение живописи в Италии. В 1966 году он становится резидентом Американской академии в Риме, а в 1985-м — стипендиатом Гуггенхайма.
Среди любителей изобразительного искусства Богосян известен как гениальный скульптор и мастер коллажа, однако он был также талантливым живописцем и графиком. В 1956 году он принимает участие в выставке «Современный рисунок США». Всего экспозиция включала 150 работ. Для организации выставки Младший совет музея объявил о поиске рисунков для выставки. Всего на суд строгого жюри художники из 46 штатов прислали 5000 работ. Уильям Либерман, служивший на тот момент хранителем отдела гравюры и рисунка музея, лично отсеял 4850 произведений. В итоге отобранный им остаток представил 27 штатов и широкий круг непрофессионалов. Конкурсный отбор прошла и «Деревня в бурю» (1955) Варужана Богосяна. Вот что пишет о ней знаменитый американский искусствовед Лео Стайнберг:
«Это не столько памятник упорству, сколько работа экспрессии. И эта экспрессия довольно тревожащая, поскольку она несёт на себе отпечаток навязчивой и чрезмерной запутанности душевнобольных, проявляющейся в их изощрённо детализированных рисунках. Я поспешу добавить, что художник, столь умело контролирующий свою тему, не может быть на самом деле ненормальным, но может быть сумасшедшим в лучшем смысле этого слова. Очевидно, что Богосян художественно образован, и мы можем определить отдельные его источники так же, как наслаждаемся ингредиентами какого-то интересного блюда. Его линии, образованные крошечными точками, несколько напоминают линии Бёрдсли, одни вихри и воронки похожи у него на воду, написанную рукой китайского художника, другие выглядят как изобары синоптических карт. Кольца, колёса и «зубы дракона» в центре урагана — будто своеобразный орнамент электрической энергии — повторяют присущие арабскому искусству перламутровые узоры на косяках и панелях дверей. Дальний источник такого видЕния в целом можно найти в «Шторме в Альпах» Леонардо да Винчи, а более близкий в «Демоне над кораблями» Клее. В каждой части изображения явно ощущается сумасшествие или же юмор абсурдного притязания на метеорологическую достоверность. Всё это лишь свидетельствует о том, что Богосян — большой оригинал».
С 1963 по 1966 год работы Богосяна постоянно выставляются в Stabble Gallery, основанной Элеонор Уорд. В это время там было представлено творчество тогда ещё начинающих молодых художников: Джозефа Корнелла, Алекса Каца, Марисоля Эскобара, Джоан Митчелл, Исаму Ногучи, Сая Твомбли, Роберта Раушенберга, Ларри Риверса и Энди Уорхола.
В 1968 году Богосян начинает сотрудничать с исторической галереей Cordier&Ekstrom, открытой дилером Дюшана Арне Экстремом. Это было идеальным решением для художника, так как деятельность галереи предполагала объединение искусства и литературы. В Cordier&Ekstrom устраивались масштабные выставки, кураторы уделяли равное внимание как уже известным, так и начинающим художникам. Галерею любили посещать Моррис Луис и Исаму Ногучи, а Ромаре Берден нашёл здесь авторский стиль. В экспозициях часто можно было увидеть произведения Дюбюффе, Матисса, Сола Стейнберга и Магритта. Богосян участвовал в выставках галереи до конца 1980-х годов.
Творчество Варужана Богосяна вдохновлено литературой («Роберт Льюис Стивенсон», 2007), музыкой, историей («Наполеон»;«Король Элизабет», 2010), изобразительным искусством прошлого («Адам и Ева», 2018). Оно пронизано отсылками к мифологии («Этюды для Орфея», 1963) и поэзии. Его художественным кредо стала фраза «Я ничего не собираю, я всё нахожу». На протяжении 20 лет он собирал бумаги, книги, игрушки, выброшенные предметы домашнего обихода для создания своих ассамбляжей и коллажей. Богосян утверждал, что на него сильно повлиял Марсель Дюшан, пионер реди-мейда, с которым армянского мастера объединяло чувство юмора и пристрастие к найденным предметам. Отличительные черты его работ — остроумные сопоставления, визуальные каламбуры. Богосян, опираясь на традиции сюрреализма и дадаизма, в игровой форме исследует границы между сном и реальностью. На его искусство, по меткому замечанию Стайнберга, также повлияли итальянский Ренессанс (Леонардо да Винчи) и немецкий экспрессионизм (Пауль Клее). Чтоб грамотно считывать все оммажи и отсылки в творчестве художника, понимать его юмор, граничащий с постиронией, зрителю необходимо обладать высокой насмотренностью и эрудицией.
Варужан Богосян известен и как талантливый преподаватель. После Йеля, получив степень магистра, он работал в Университете Флориды и Купер Юнион, Инстиуте Пратта, в своей альма-матер, Йельском университете, Брауне, а с 1968 — в Дартмуте, куда он сначала был приглашён в качестве художника-резидента. Богосян получил здесь звание профессора искусства. Он дружил с другими художниками-резидентами и имел привычку обмениваться с ними работами.
Тайну притягательности произведений Богосяна, пожалуй, лучше всего описал директор Virginia Rice Kelsey 1961s Джон Р. Стомберг в короткой статье «Сила чуда: искусство Варужана Богосяна», отметив опыт знакомства с работами мастера:
«Существует три основных этапа взаимодействия с искусством Варужана Богосяна. Всё начинается с восторга. Нас сразу же увлекает визуальное взаимодействие цветов и форм, сюжетов и общей силы его композиций. Вскоре это сменяется изумлением, когда мы начинаем размышлять о потенциальных связях выбранных им изображений и предметов. Мы находим связи исторические и литературные, иногда с помощью его названий. По мере объединения целого, то есть по мере слияния форм и содержания, вселенная произведения расширяется. Магия дара Богосяна берёт верх. Мы отправляемся в царство чудес. И это действительно удивительная часть. Проводя время с его работами, мы достигаем того места, где всё чаще обнаруживаем искру и тайну в нашем собственном окружении. Его работы приводят нас в состояние восторга и благоговения перед миром. От обыденного до великолепного мы видим его по-новому. В этом и заключается сила удивления».
Источники: Другие критерии. Лицом к лицу с искусством XX века. Автор: Лео Стайнберг, Artsy, Hood Museum
Подготовила Инесса Крюкова