Джулия Уорд: мать, поэтесса, проповедница и реформатор, помогавшая армянам во время Геноцида
27 ноября в России отмечается праздник День матери. Но мало кто задумывается о том, сколько сил приложили женщины для того, чтобы он появился. Армянский музей Москвы рассказывает о Джулии Уорд Хоу – той, благодаря которой этот день стал памятным для матерей.
Джулия Уорд Хоу родилась в Нью-Йорке в 1819 году. По отцовской линии она происходила от американского богослова Роджера Уильямса и двух губернаторов Род-Айленда. Её мать была внучатой племянницей легенды Войны за независимость Фрэнсиса Мариона (по прозвищу «Болотная лиса»). Отец Джулии, Сэмюэл, был преуспевающим банкиром с Уолл-Стрит. Её мать, поэтесса Джулия Раш Катлер Уорд, умерла вскоре после рождения седьмого ребёнка. Видимо, только в такой семье могла родиться та, кто будет бороться за права женщин, оказывать помощь представителям армянского народа во время Геноцида.
Джулия Уорд всегда была умной и любознательной. Она получила прекрасное образование тогда, когда свободно учиться могли только мужчины. Она очень любила читать книги из домашней библиотеки, которую её брат привёз из путешествия по Европе. Без ведома отца она познакомилась с такими писателями, как Оноре Бальзак и Жорж Санд. Их представления о мире резко контрастировали с пуританским кальвинизмом Америки XIX века. Джулия разрывалась между долгом и любовью к отцу и писательскими амбициями, но выбрала последнее.
Джулия была столь же весёлой, сколь и серьёзной. То, что она была богатой наследницей, позволило ей познакомиться с самыми умными и влиятельными людьми того времени, среди которых были Лонгфелло, Диккенс, Чарльз Самнер и Маргарет Фуллер. Когда в 1839 году умер отец, девушка вместе с сёстрами переехала в дом своего брата Сэма. Он был женат на Эмили Астор, любимой внучке Джона Джейкоба Астора. Именно благодаря ей Джулия смогла войти в круг нью-йоркского истеблишмента. В 1841 году случилась трагедия – Эмили и её новорождённый сын умерли. Вся семья погрузилась в траур.
Однако личная драма не помешала Джулии Уорд заниматься общественной деятельностью. Она была сторонницей женских клубов, считала, что они позитивно влияют на жизнь женщин и приносят им позитивные эмоции. По её мнению, клубы были особенно ценны для небольших общин и провинциальных городов, потому что там женщины не могут участвовать в культурных и интеллектуальных мероприятиях, которые доступны в больших городах. В течение многих лет Джулия Уорд была президентом первого женского клуба, открытого в Новой Англии. Она также была президентом Общества по улучшению положения женщин, Женской министерской конференции и Государственной федерации женских клубов. Она также основала клуб «Субботнее утро» (“Saturday Morning Club”), активно участвовала в создании Домашнего клуба Восточного Бостона и многих других.
Джулия Уорд, как и её отец, проповедовала христианство. Она боролась не только за избирательные права женщин, но и желала, чтобы религия объединяла людей из самых отдалённых уголков планеты ради защиты собственных интересов. «The Telegraph» распространил новости о Геноциде армян и массовых убийствах по всему миру, что привело к их значительному освещению в средствах массовой информации Западной Европы и Северной Америки. Джулия Уорд собрала большое количество пожертвований и организовала гуманитарную помощь, которая была направлена армянам через Красный Крест. Её участие вдохновил верховного судью Дэвида Брюера и бизнесмена Джона Рокфеллера также пожертвовать средства на помощь армянском народу. «Я так сильно ощущаю страдания людей в Армении, что могла бы ходить к каждой двери, умоляя богатых и бедных прислать столько пожертвований, сколько они смогут. Но гораздо лучше было бы, чтобы во всём мире были приняты меры, дабы не допустить ситуации, при которой суеверие правит кровавый бал там, где процветает жизнь по заветам христианства. Я молю Небеса, чтобы такое движение было организовано как можно скорее и эффективнее».
Борясь за права всех угнетённых, Джулия Уорд сама была вынуждена притеснения в семейной жизни. В 1843 году она вышла замуж за Сэмюэла Гридли Хоу, который был на двадцать лет старше своей молодой жены. Общественная деятельность была их общей страстью: Сэмюэл Гридли был активным участником Греческой революции, боролся за улучшение содержания заключённых в тюрьмах, выступал за образование для слепых.
Есть много исследований, посвящённых отношениям Джулии Уорд Хоу с супругом. Он был волевым и деспотичным человеком. Его взгляды на роль замужних женщин предполагали, что они должны строить карьеру на основе «супружеских обязанностей» и материнства. До 1876 года, то есть до самой смерти Сэмюэла Гридли, Джулия не могла самостоятельно распоряжаться доходами, которые приносило её небольшое приданое. Ей также запрещалось работать вне дома. Первые несколько лет она пыталась примириться с таким положением дел, посвятив себя воспитанию детей и чтением философских сочинений.
После расставания в 1852 году Джулия Уорд начала издавать свои книги, первой из которых стала «Цветы страсти» — сборник стихотворений, опубликованный анонимно. Однако личность автора скоро перестала быть тайной, потому что стихи во многом были автобиографичными. Разразился скандал.
Уорд также активно участвовала в реформаторской деятельности. Она выступала против смертной казни, выступала за права женщин, тюремную реформу и образование. Джулия дружила с такими представителями бостонской интеллектуальной элиты, как Уильям Эллери Ченнинг, Томас Вентворт и Теодор Паркер. В 1870-х она заложила основу идеи праздника – Дня мира матерей. Идея состояла в распространении единства и мира по всей земле после стольких травм, нанесённых гражданской войной в Америке и франко-прусской войной в Европе. Джулия Уорд ежегодно организовывала встречи в честь Дня матери в Бостоне. У неё самой было шестеро детей, и, как ни удивительно, она смогла посвятить себя не только их воспитанию, но борьбе за права слабых и притесняемых.
Подготовила Инесса Крюкова
Источники: juliawardhowe.org, Википедия