Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Эксклюзив: Дневники Дедо, которые не сожгла Бабо. Часть V

Армянский музей Москвы завершает серию публикаций личных дневников участника Первой карабахской войны — Казаряна Сурена Айкарами (1936–2018). В финальной части очерка Бабо рассказывает, как Дедо собирался на войну, а она приехала к нему в Арцах, спустя долгое время разлуки. В дневниковом разделе материала читатель ознакомится с размышлениями Дедо о причинах и следствиях Первой карабахской войны. Дедо был уверен: впереди — новые, более серьезные конфликты. Сегодня эти слова Сурена Казаряна звучат как сбывшееся пророчество.

Дедо в армии. Фото из архива семьи Казарян

Дождись меня там, родной

— Не верила я, что муж мой на фронт поедет. Куда в таком возрасте и с таким-то здоровьем?  Но вещмешок заранее подготовила.

— Зачем, если не верили?

— Сурик — непредсказуемый человек. Поэтому я заранее собрала  сухой паек: сгущенное молоко, печенье, конфеты. А вдруг его черт дернет и соберется. 

— Как это произошло? 

— Помню, предупреждал меня целый год, что как объявят по радио о сборе, так он ту же вещи в охапку и в Карабах. Не верилось мне как-то, но сердцем чуяла беду. Так, в один из дней, он взял свои вещи и отправился прямиком на фронт в группе однопартийцев Айрикяна. А дело было осенью, холодно, слякоть, дожди, э-э-э! (со вздохом) Съежилось тогда сердце мое, вдруг больно за него стало, поплакала вдогонку,  а потом и детям объявила, что отец ваш воевать за Арцах поехал. Так-то. 

— А они что? 

— Разве они могли что-то изменить? Нам всем тогда было одиноко и грустно.  Мы смирились, затянули потуже пояса и продолжили жить. 

— А потом что? 

— Потом он не вернулся. Сказал, что после войны нельзя уезжать обратно в Ереван. Надо земли охранять, стеречь от турок. Звал меня с детьми… Но я вовсе не хотела слушать эти разговоры! 

— И что вы решили? 

— А я отказалась от жизни в деревне. Нужно было детей на ноги ставить. Да потом не вытерпела я. Через четыре года к нему поехала. Дело было в феврале. Он так волновался. Всем объявил, что жена из города едет, — гордо произносит Бабо и заправляет сбившиеся пряди волос в косынку. 

— А вы что тогда чувствовали? 

— Тоже волновалась, нервничала. Как-никак четыре года нормально не виделись… Завила волосы в кудри, сделала макияж, оделась подобающе и вела себя соответственно, — вспоминает Бабо, еле сдерживая улыбку. — Взглянула на гостей, а у всех глаза по пять копеек! Все так удивились, завидя меня. Соседи говорили, Сурик, какая жена у тебя красивая! Ох, какая ладная, городская, холеная! (улыбается). Свинью заклали в мою честь в тот день, как сейчас помню… 

Советские женщины. Фото: Пабли

— Как жилось вам в Арцахе? 

— Жилось да… Что жаловаться? Слава Богу за все. Тутовка, огород, сад, хозяйство… Жили не тужили, как говорится. Счастливое время то было. Красивые горы, поля, речка прямо у дома…Только вот после смерти мужа я туда ни разу так и не поехала. 

— Почему? 

— А что мне там делать одной? С кем жить? На кого детей и внуков оставить? Эх, Сурик… Жизнь-то наша пронеслась, как локомотив, а мы-то и глазом моргнуть не успели. Все-то время съедает людскую память… (пауза) Хорошо, что ты так и не увидел эту войну. Хорошо, что ушел рано. Ты был настоящим патриотом. Только теперь я это понимаю. Только теперь… Что греха таить, прости, что рукописи твои сжечь хотела… Ты там правильные вещи пишешь, будто в воду глядишь. Все сбывается, Сурик… (пауза). Все пророчества твои, как ты и написал, сбываются! Эх, дождись меня там, родной…


ЧАСТЬ ПЯТАЯ 

ОБ АРЦАХЕ

Дедо на митинге Карабахского восстания у Матенадарана, 1988 год. Фото из архива семьи Казарян

10 апреля 1991 года Поляничко [Поляничко Виктор Петрович — политический и государственный деятель СССР, с 1990 года руководитель республиканского «Оргкомитета по НКАО» Азербайджана. — Прим. ред.] сказал следующее: «Карабах — это наша земля, и мы должны завоевать её для наших детей». Какие на этот раз сделаем выводы? Сказал же в свое время великий Хачатур Абовян: «Дыхание дай свое, душу, но родину свою не отдавай врагу!». [Хачатур Абовян — армянский писатель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, этнограф. — Прим. ред.]

1991 г.

2 сентября в Мартакертском районе Карабаха, в селе Вагуас был преступно убит осколками вражеского снаряда член Верховного Совета, писатель, журналист Самвел Шахмурадян. Немыслимая трагедия… Самвела Шахмурадяна больше нет. Его не интересовала личная выгода, в нем не было стремления к чинам. Он был примером преданности армянской земле и народу.  

Я радуюсь, что у нас есть такие люди. И теперь его нет… Тяжелая трагедия, очень тяжелая… И она увеличивается в масштабах из-за того, что в эти трудные времена друг за другом погибают лучшие сыны нашего Отечества. Преклоняюсь до земли героям в ноги за их бесстрашный подвиг. Но ведь сердце человека разрывается на куски, когда в газетах читаем имена погибших ребят, видим их светлые лица. До каких пор будет длиться резня наших юношей? Где конец? Не видно…

Члены партии Паруйра Айрикяна на торжественной церемонии возложения памятного венка на месте гибели армянского поэта Паруйра Севака, 1990-е. Фото из архива семьи Казарян

У меня такое чувство, что есть некая коварная сила, которая способствует работе этой мясорубки, чтобы уничтожить цветы всего армянства. Именно эта сила обернула вокруг нашей шеи эту войну. И кольцо с каждым днем все больше и больше сужается. До того предела, когда мы дойдем до Армении без армян. Неужели мы так и не признаем эту силу? Или в вековом незнании продолжим поддерживать главного заговорщика? Правда редко бывает в цене.

1992 г.

В 2008 году Россия напала на Грузию, захватив Абхазию и [Южную] Осетию. Если быть честными, то давайте признаемся, что арцахская проблема, какой бы она ни была спонтанной, все же была контролируема со стороны Центра [автор имеет в виду Москву. — Прим. ред.]. В связи со сложившейся ситуацией, правила игры в Карабахе постоянно менялись и меняются до сих пор для того, чтобы стать «удобными» для России и сохранения российских границ.  

2010 г.

[Мне кажется], что хозяином Карабаха суждено стать не армянину или турку, а некой третьей силе, которая всесильным посохом будет продавливать свои интересы… 

2018 г.  

О ВТОРОЙ КАРАБАХСКОЙ. ПРОРОЧЕСТВО

Лист из дневника с пророческими словами Дедо. Фото из архива семьи Казарян

В головокружительном плену собственного успеха национальные силы подливают масло в огонь и разжигают [новую] войну. Вскоре станет ясно, что сегодняшние мнимые успехи подготовили почву для завтрашнего поражения. Армянская драма пускает корни. Левон [автор имеет в виду Левона Тер-Петросяна. — Прим. ред.] говорит, что последние карабахские немыслимые военные решения подталкиваются со стороны проармянских сил, но это не так! Такого рода мысли необходимо любым способом искоренить. Я имею в виду то вращающееся по инерции бесконечное колесо мысли об освободительной борьбе, которое, потеряв все разумные границы постоянной риторики о героизме, в итоге, и приведет к неминуемому поражению армянского государства.

Датировано: 1993 г. 


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора дневников.

Перевод с армянского: Мариам Кочарян специально для Армянского музея Москвы

При оформлении обложки использована фотография Дедо с сослуживцами из архива семьи Казарян