Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Павел Флоренский (Сапарьян) — «Да Винчи» с Соловков

21 мая 1928 года священник Павел Флоренский (Сапарьян) был арестован и отправлен на Соловки, где вскорости его расстреляли. С того трагического дня минуло 92 года. О вкладе в науку и искусство отца Павла рассказал его биограф, журналист Денис Ахалашивли. Статья была опуликована издательством «Пафнутьев монастырь». Армянский музей Москвы публикует материал с незначительными сокращениями.

Рождение учёного

Источник: pinimg.com

Будущий священник и ученый Павел Александрович Флоренский родился 9 января 1882 года в семье инженера-строителя Александра Ивановича Флоренского, строившего дороги и мосты по всему Кавказу. Мама, Ольга Павловна Флоренская, происходила из древнего армянского рода. Родители дали новорож­денному имя в честь святого апостола Павла. Вслед за первенцем Павлом родились его сестры и братья: Юлия, Елизавета, Александр, Ольга, Раиса и Андрей.

Некоторые люди придумали, что христианство и наука несовместимы, и считают существование Бога бездоказательным. Но многие великие ученые вроде Ньютона, Михаила Ломоносова и академика Павлова не просто верили в Бога, но были убеждены, что благодаря вере сделали многие нужные для людей открытия! Некоторые верующие люди, посвятившие свою жизнь Богу, сделали столько разных открытий, что их хватило бы на целую Академию наук и еще на несколько институтов осталось. Один из таких удивительных людей — священник Павел Флоренский, богослов, философ, искусствовед, математик, которого за его многочисленные поразительные открытия потомки прозвали русским Леонардо да Винчи.

Источник: obj.altapress.ru

Детство Павла началось в Тифлисе (ныне Тбилиси), где его крестили в старинном храме у подножия горы Мтацминда, рядом с могилой замечательного писателя Александра Грибоедова. Ещё подростком пытливый умом и горячий сердцем Павел полюбил храм. Он не просто ходил на службы по праздникам, а захотел посвятить свою жизнь служению Богу.
Родители с трудом сумели убедить его получить университетское образование, и в 1900 году он поступил на физико-математический факультет Московского универсиета. Среди его преподавателей были известные ученые того времени, профессора Н. В. Бугаев, Н. Е. Жуковский, С. Н. Трубецкой. Очень скоро студент Флоренский садится за большую философско-математическую работу «Прерывность как элемент мировоззрения», а также изучает историю искусств и постоянно участвует в философских семинарах. 

Весной 1904 года он с отличием оканчивает Университет, и ему прочат большую научную карьеру. Профессора Жуковский и Лахтин предлагают ему продолжить научную работу, но лавры ученого его не прельщали, Павел Флоренский избирает для себя другой путь. Выполнив сыновний долг, он посвятил себя тому, чего с юношески лет жаждало его сердце, — службе Богу. 

В академии

Отец Павел с семьёй. Источник: pinimg.com

В сентябре 1904 года Павел Флоренский становится студентом Московской духовной академии, где знакомится со старцем, человеком высокой духовной жизни епископом Антонием (Флоренсовым), под крылом которого он на практике познает науку молитвы и послушания. Пылкий открытый юноша просит благословения на принятие иночества, но опытный духовник советует для начала окончить академию.

Московская духовная академия уже более трехсот лет была крупнейшим образовательным центром России и колыбелью Московского университета, воспитавшей основателя Российской Академии наук М. В. Ломоносова, математика Я. Ф. Магницкого, поэта и дипломата Антиоха Кантемира и многих других деятелей русского просвещения. Неслучайно академия размещалась в духовном сердце России — Троице-Сергиевой лавре, где со времен основателя — преподобного Сергия Радонежского — сочетались лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции, на которых воспитывались замечательные умы России. 

Отец Павел — грибник. Источник: pinimg.com

В 1908 году он успешно оканчивает Духовную академию и остается в ней преподавателем философии, а впоследствии и профессором, заведующим кафедрой философии и редактором академического журнала «Богословский вестник». Новый редактор удивляет читателей публикацией статей по теории чисел, которые, по его мнению, могут стать основой для творческого развития православного богословия.

Великую сокровищницу научных и философских знаний отец Павел хотел сделать ступенями, ведущими к Богу. «Свободные искусства учености» — грамматику, риторику, логику, математику, геометрию, музыку, астрономию, поэзию и философию — он поставил на службу богословской мысли, находя в этих считавшихся далекими от религии искусствами основание для веры. Философия, которую отец Павел называл подлинной любовью к мудрости, стала для него символом любви к истине и синонимом богословия. Оценивая вклад отца Павла Флоренского в изу-чение платонизма, академик Лосев писал: «Он дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую всё, что когда-нибудь я читал о Платоне». 

Вклад

Благодаря отцу Павлу в истории русской богословской мысли стало возможным христианское осмысление роли творчества и культуры. «Завязь истинной человечности, «бутон культуры» произрастает из зерна культа», — подчеркивал отец Павел. Он утверждал, что христианскую культуру с полным правом можно считать культурой совести, ибо она провозглашает не только красоту, но прежде всего добро и правду. Его творчество связало тысячелетний духовный опыт русского православия с современными богословскими и философскими знаниями, открыв для православной мысли новые горизонты. 

Источник: издательство «Пафнутьев монастырь»

В работе «Храмовое действо как синтез искусств» (1918 г.) отец Павел подошел к богослужению как к проявлению «высшего синтеза разнородных художественных деятельностей» — синтезу искусств, который восходит к античной трагедии, соединяя поэзию, музыку и хореографию. Он воспринимал богослужение как целостный организм, живущий реальной жизнью в формах православного церковного искусства, имеющего национальные традиции на русской почве: многоярусный иконостас, знаменный распев и другие.

В 1922 году выходит книга «Мнимости в геометрии», в которой с помощью математических парадоксов теории относительности Эйнш-тейна, опираясь на геометрию Лобачевского, он доказывал существование сверхъестественного мира, средоточие которого — Бог. Приходит он и к идее искривленного пространства и теории расширяющейся Вселенной, которая впоследствии была доказана.

Исходя из теории множеств великого математика Георга Кантора (1845 — 1918), которого отец Павел высоко ценил, он четко обозначил круг вопросов о числовых инвариантах и теории алгебраических форм, где числовая прерывность формы выступает характерной категорией мысли. Флоренский наметил задачу изучения числа как гностической формы, улавливающей внутренний ритм космоса, его пифагорейскую музыку — музыку небесных сфер.

Отец Павел разрабатывает два алгоритма — приведение чисел и повышение их, развивая математические обоснования числовой символики в работе «Приведение чисел» (1906г.), где пишет, что «число изображается не только точкою, но и многоугольником, что позволяет узнать его внут-реннюю природу, так сказать, кладет число под микроскоп. Точка-бутон раскрывает в многоугольнике-цветке свои потенции, и то, что ранее, в точке, было доступно одному только умозрению, тут делается интуитивно-очевидным». 

Иконостас

Отец Павел за работой. Источник: sergiev.ru

Он превосходно знал и любил искусство, в особенности иконопись и музыку. «Троица» Андрея Рублева была для него лучшим доказательством бытия Божия, а Моцарт — любимым композитором. В разгар антирелигиозной кампании (1921 — 1922 гг.) по уничтожению Церкви большевики ссылают и расстреливают священнослужителей и верующих, грабят и разрушают храмы и монастыри, уничтожают бесценные иконы и произведения церковного искусства. В это трагическое время отец Павел пишет монументальный богословский и искусствоведческий труд «Иконостас», где убедительно обосновывает необходимость сохранения иконописного канона, опирающегося на соборный разум Церкви и духовный опыт иконописцев как залог истинности изображения. Отец Павел пишет, что главное назначение иконы — быть окном в мир иной, духовный. Только в таком контексте можно правильно понять её значение в храме и православном богослужении. 

Слепки вечности

Источник: pinimg.com

С раннего детства Флоренский занимался фотографией, он оставил огромное количество исторических снимков. Фотографии украшали его кабинет, их он считал символом вечности, запечатленного мгновения. Еще юношей, путешествуя по Германии, Флоренский живо интересуется физическими приборами и фотоаппаратурой и просит отца приобрести «машину особой конструкции, которая дает рентгеновые фотографии». Вот как он вспоминает поездку в Грузию летом 1899 года: «Целыми днями лазил по горам, фотографируя, делая зарисовки, записывая свои наблюдения, а по вечерам приводил все это в порядок». Часть фотографий сохранилась до наших дней.

Профессор Н. В. Александров, работавший с отцом Павлом во Всесоюзном электротехническом институте с 1930 по 1933 годы, вспоминал: «Объем знаний Павла Александ-ровича был сверхъестественный. Он очень любил микрофотографию. У нас в то время были лучшие в стране микроскопы и микрофотография».

Источник: sensusnovus.ru

Отец Павел всерьез увлекался поэзией, дружил с поэтом Андреем Белым и написал множество стихотворений и несколько поэм. Часть поэтического наследия отца Павла Флоренского опубликована в альманахе «День поэзии — 1987», журнале «Театральная жизнь» и журнале «Литературная Грузия». Заметное влияние на поэзию Флоренского оказал русский фольклор, народные частушки и песни. Многие его стихи по форме и содержанию представляли собой молитвы, обращенные к Богу.

Но главным достижением отца Павла Флоренского были не научные и богословские изыскания, а спасение от уничтожения большевиками исторических святынь и культурных ценностей Троице-Сергиевой лавры. Флоренский лавру называл средоточием всенародной анатомии культуры. Благодаря его участию в работе комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры это общенациональное достояние сохранилось до наших дней. 

Источник: sensusnovus.ru

В самые тяжелые и беспросветные времена гонений на Церковь отец Павел проповедовал в московских храмах свободу во Христе. Он учил радостному богословию — истинному удивлению о Боге. До 1928 года отец Павел не снимает подрясника и ведёт активную работу в светских учреждениях, где открыто исповедует православную веру. Он не строит иллюзий по поводу отношения к себе советских властей, но смело и мужественно несёт свой крест, до последнего часа проповедуя слово Божие. Отец Сергий Булгаков писал: «Жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал родину, хотя то были Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. И сам он, и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее её преступление».

Отец Павел Флоренский был арестован и вывезен в лагерь на Соловки, откуда ему не суждено было вернуться. Там он занимался изучением морской биологии и первым попытался добыть желеобразующее вещество агар из беломорского фукуса. Завершить эту работу Флоренскому было не суждено. Перед кончиной он писал своим детям: «Обо мне не печальтесь и не скорбите по возможности. Если вы будете радостны и бодры, то мне этим доставите успокоение. Я всегда буду с вами душою, а если Господь позволит — буду часто приходить к вам и смотреть на вас. Но вы уповайте на Господа и на Его Пречистую Матерь и не печальтесь».  

Автор: журналист Денис Ахалашивли.

Источник: журнал «Кораблик», № 72, 2019 год. Издательство «Пафнутьев монастырь»

Обложка: marcelloveneziani.com