Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Подробности следствия по утраченным триптихам Сарьяна и Зардаряна. Что говорят потомки и историки искусств?

Армянский музей Москвы уже рассказывал о том, что Следственный комитет Армении заявил об исчезновении из музейных фондов ГНКО «Выставочный центр» Национальной картинной галереи работ Мартироса Сарьяна и Оганеса Зардаряна.

Источник: google.com

Речь шла об эскизе для витража «Армения» стоимостью 60 миллионов драмов и центральной часть триптиха «Возрождение» кисти Оганеса Зардаряна стоимостью 2 миллиона драмов.

По последним сведениям Следственного комитета Армении, указанные работы Сарьяна и Зардаряна были обнаружены в одном из хранилищ фонда. Армянский музей Москвы сообщал об этом 7 мая 2020 года. Теперь произведения искусства конфискованы.

Первой прокомментировала ситуацию на страницах издания Panorama.am искусствовед Лилит Саркисян — экс-директор ГНКО «Центр экспертизы культурных ценностей» Министерства образования, науки, культуры и спорта. Эксперт подтвердила информацию, что отсутствуют две части триптиха Сарьяна, а работа Зардаряна имеет повреждения слоя. Искусствовед уточнила, что о плачевном состоянии этих работ у нее спрашивали наследники художников Сарьяна и Зардаряна.

Лилит Саркисян. Фото: armmuseum.ru

Лилит Саркисян отметила, что ранее эти работы хранились в Выставочном центре. «Этот центр был ярким выражением советской тоталитарной культуры, учреждением, где хранились произведения художников, которые были выполнены по государственному заказу. По сути, это было хранилище. Положительным было то, что в советские времена поощрялось распространение искусства, культуры в областях, селах и зачастую из этих архивов выбирались работы, для выставки в домах культуры в селах по тому или иному поводу. Затем произведения возвращали или отправляли в другие страны СССР и на зарубежные выставки», — поведала Саркисян.

Источник: google.com

Историк искусств предположила, что после провозглашения независимости произошло разграбление советского наследия, так как вся инфраструктура была разрушена. По её словам, вследствие недобросовестности руководства выставочного зала исчезло множество работ, возможно даже, они были проданы и экспортированы. При этом Саркисян отметила, что точные сведения пока отсутствуют.

Эксперт назвала инициативу упразднения Выставочного центра — правильным решением, назвав его «недействующим учреждением». Согласно наблюдениям искусствоведа, в Выставочном центре работы хранились в неподходящих условиях и могли портиться из-за влаги, разрушаться из-за изменения температуры». По словам Саркисян, позднее все картины были переданы на баланс Национальной галереи.

Анализируя обретённые работы армянских мастеров, искусствовед отметила, что это были триптихи больших размеров.

Мнение потомков мастеров — Рузан Сарьян и Анаит Зардарян

Внучка Мартироса Сарьяна — Рузан Сарьян. Источник: avproduction.am

Беседуя с корреспондентом издания, Лилит Саркисян уточнила, что эскиз Мартирос Сарьян написал для витража, который был установлен в фойе концертного зала имени Арно Бабаджаняна. Работа Сарьяна состояла из трёх частей. Подтвердила эту информацию и внучка Сарьяна — директор Дома-музея Мартироса Сарьяна Рузан Сарьян. По её словам, две части триптиха утрачены, а оставшаяся третья часть, являющаяся центральной, сильно повреждена.

Искусствовед также отметила, что «Оганес Зардарян был довольно свободолюбивым художником, несмотря на то, что представлял советское искусство и был успешным живописцем своего времени. По словам его дочери, он не любил госзаказы и не желал выполнять этот триптих», — призналась Лилит Саркисян.

О работе Оганеса Зардаряна рассказала дочь художника — Анаит Зардарян [по примеру отца она тоже занимается живописью. — Прим. ред.]

Анит Зардарян — дочь Оганеса Зардаряна. Источник: avproduction.am

Известно, что эта картина была заказана в 1971 году по случаю 50-летия образования СССР. «Произведение называется „Возрождение“ — это была распространенная тема в изобразительном искусстве Советской Армении. Она выражала идею восстановления страны. Обществу было важно показать, что Армения в её советском варианте поднялась с колен и начала развиваться», — вспоминает Анаит Зардарян.

По словам художницы, её отец первоначально отказался от этого заказа, однако семья его уговорила. Сама Анаит и её супруг Роберт Айвазян на тот момент были выпускниками художественных вузов и нуждались в практике. Так как это была масштабная работа, они упросили Зардаряна принять этот заказ и пообещали сделать триптих вместе. Художник согласился их направлять.

«Мы все вместе начали работать над эскизами. Отец дал нам свободу действий, но также вносил предложения. Центральную часть работы сделал он сам — там изображена женщина с поднятыми руками — она символизировала возрождение и плодородие. Вторая часть триптиха была моей. Деревья, сбор урожая и героиню, обладающую женственной фигурой, я и написала. Третья часть триптиха была посвящена науке, над которой работал мой супруг. „Возрождение“ было представлено в Москве под нашими именами. Затем работу вернули в Армению и отправили в архив», — поделилась воспоминаниями Анаит Зардарян.

По словам художницы, после выставки в Москве, «Возрождение» было отправлено в запасники и сведений об этом произведении она больше не получала.

Источник: google.com

Будет ли кто-то наказан?

Сегодня многих читателей волнует — в чём уголовная составляющая этой истории? Попыталась ответить на этот вопрос Лилит Саркисян. В беседе с корреспондентом  Panorama.am эксперт отметила, что «не владеет подробностями возбужденного уголовного дела, для неё также непонятно, в чем уголовная составляющая, о каком хищении идет речь, конкретно в каких фондах были обнаружены работы». Искусствовед надеется, что в дальнейшем, когда следствие завершится, будут обнародованы дополнительные данные.

Источник: google.com

В чём культурная ценность работ Сарьяна и Зардаряна?

По словам Лилит Саркисян, обе работы великих художников получили статус особенной культурной ценности в то время, когда она служила директором «Центр экспертизы культурных ценностей». Вот что она рассказала.

«В прошлом году, когда я занимала должность директора „Центра экспертизы культурных ценностей“, по требованию Следственного комитета мы получили срочную депешу из Министерства культуры. Нам предоставили списки тех работ Выставочного центра. В нашу задачу входило проведение экспертизы. В результате оценки, мы должны были выяснить, есть ли среди этих работ произведения, представляющие национальную ценность».

Искусствовед пояснила, что при экспертизе некоторые работы попадают в категорию «исключительная культурная ценность» и это неприкосновенные работы, которые должны храниться в фондах.

«В этом огромном списке были работы различного качества — от очевидной советской халтуры до представляющих культурную ценность произведений. Мы оценивали на основании фотографий. Снимки и сами работы на них изображённые зачастую были в ужасном состоянии», — посетовала экс-директор.

Источник: google.com

По её словам, для экспертов Центра — это была очередная работа по госзаказу, у них не было никакой финансовой выгоды. Осмотрев работы, эксперты пришли к выводу, что в списке нет представляющих ценность работ. Однако Саркисян решила иначе.

«Как искусствовед, я внимательно просмотрела весь список и пришла к выводу, что как минимум две работы принадлежат Сарьяну и Зардаряну, а значит согласно их исторической значимости должны получить категорию исключительной культурной ценности», — рассказала она.

Лилит Саркисян настояла, чтобы этот статус был присвоен работам Сарьяна и Зардаряна.

«Если бы мы этого не сделали, был бы присвоен средний статус — это категория определенной художественной ценности», — подчеркнула Лилит Саркисян.

Рассказ Лилит Саркисян — это отличная новость для мира искусства. Благодаря зоркости и профессионализму искусствоведа, в Армении «не прозевали» шедевр. В результате грамотной оценки эксперта стало известно об этих двух монументальных работах.

Источник: Panorama.am

Обложка: google.com