Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Темпераментная кисть Оганеса Зардаряна

Оганес Зардарян в жизни был спокойным и уравновешенным человеком. Но когда он брался за кисть, в нём пробуждалась истинная страсть. Энергично и ярко, свободными мазками, он выплёскивал свой неукротимый творческий темперамент на полотна. У Зардаряна был колористический талант — это понимал каждый, кто видел его работы. Тайна художника — в его внутреннем мире. Диалог Зардаряна со своим внутренним «я» не прекращался всю жизнь. Разнообразие приёмов живописи художника тому явные свидетели.

Оганес Зардарян у себя в мастерской. Источник: google.com

Поиски

Годы жизни мастера — 08.01.1918–21.07.1992. Как художник Оганес Зардарян раскрылся только в 40-е годы ХХ века. Ему пришлось пройти этап обязательного для всех художников ученичества, прежде чем он «набил руку» и нашёл свой стиль. В ранних работах Зардаряна, академических и несколько искусственных, видно, как мастер старательно пытается дотянуться до лучших классических галерейных образцов.

Себя он находит на пленэре — здесь рука его становится легче, а в пейзажах появляется воздух и гармонично уловленный цвет. Впоследствии работе на открытой местности он отдаёт себя полностью. Пишет импрессионистски — быстро, почти на одном дыхании, запечатлевая увиденное как можно скорее, чтобы не потерять, «остановить мгновение». Мазок мастера — тонкий и лёгкий, почти атмосферный, а цвета отличаются светлой и нежной палитрой.

«Персик в цвету», 1945 год. Холст, масло. Источник: arthive.com

Части целого

Самая известная картина Зардаряна — «Весна». Она прославила художника в Европе. Полотно побывало в Брюсселе в 1958 году на Всемирной выставке и было отмечено там серебряной медалью. В последующие годы художника приглашали представлять Советский союз на выставках в самых разных странах мира. Флажками на карте художественных путешествий Зардарян мог отметить не только дружественные СССР Польшу, Индию и Кубу, но и США, Египет и Канаду.

Характерная черта Зардаряна — умение соединять пейзаж с портретом, а также историческими сюжетами и эпизодами из современной ему жизни в XX веке. Казалось бы, несоединимые свойства — монументализм и лиризм — ему удавалось соединять в своих картинах-пейзажах. Он писал воздушно, наполняя энергией движения даже самые тяжеловесные по природе образы. Легкое и тяжёлое в его работах существуют органично, как части целого.

«Весна». Источник: metod-kopilka.ru

Университеты, Бюракан и жизнь

Первоначальное образование Зардарян получил в Академии художеств в Тифлисе, куда его родители перебрались из Карса, спасаясь от Геноцида армян. Вместе с тысячами соотечественников, которых преследовали турецкие военные, Зардаряны оставили дом, хозяйство и начали скитаться. После нескольких переездов семья осела в Грузии. В Тифлисе в начале ХХ века существовала сильная художественная школа — в ней и выучился основам живописной грамоты Оганес. Но базы явно недостаточно для того, чтобы стать художником, и Зардарян отправляется в Ереван, где проходит обучение у Седрака Аракеляна и Ваграма Гайфеджяна — профессионалов, окончивших Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ну а европейский лоск в живописи Зардаряна появляется после окончания курса в мастерской Бориса Фогеля [работал вместе с Дмитрием Кипликом. — Прим. ред.] в Академии художеств в Ленинграде. Дочь художника Анаит Зардарян рассказывала, что «отец в юности, будучи студентом, тайком бегал к опальному Филонову, дружил, несмотря на разницу в возрасте, с Кориным, Фаворским, Осьмеркиным».

Уже в пятидесятые годы Зардарян поселяется в Бюракане — местечке недалеко от Еревана, где расположена знаменитая на весь мир астрофизическая обсерватория. В своей бюраканской мастерской Зардарян пишет ряд портретов учёных — физиков, научных сотрудников и космонавтов.

Портерт Рубена Драмбяна. Источник: liveinternet.ru

А. Каменский в «Этюдах о художниках Армении» пишет, что Зардаряну присуща гибкость и пластичность в творчестве — он не зацикливался на каких-то отработанных приёмах, а всё время искал новые подходы и оттачивал мастерство всю свою жизнь, даже когда преподавал студентам художественного училища. Молодые художники его любили — он привлекал их отсутствием пафоса и открытостью.

При создании материала использованы источники: А. Каменский. «Этюды о художниках Армении». Ереван : Советакан грох, 1979. С. 115; «Армянский импрессионизм». Москва, 2017. Издание Музея русского импрессионизма; статья Анаит Зардарян «Оганес Зардарян: Новатор на всех этапах творчества».

При оформлении обложки использована фотография О. Зардаряна с супругой. Источник: google.com