Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Художник Рубен Апресян: «Прабабушка отстреливалась в крепости от нападавших на Ахалцихе курдов»

В рамках проекта «Живая история. Потомки Геноцида» Армянский музей Москвы публикует фильм и очерк о семье Рубена Апресяна — известного московского художника-абстракциониста, участника выставки «Геометризмы» в Третьяковской галерее. Богатая и насыщенная событиями жизнь предков художника, переживших Геноцид, Вторую мировую войну и революцию, нашла отражение в творчестве — написанный Апресяном четырёхфигурный портрет родственников (прабабушки, прадедушки и кузины с мужем) вошёл в собрание Музея Востока. Пристальный взгляд художника проник сквозь время и пространство и мастерски передал атмосферу Кавказа начала XX века.

© Рубен Апресян

О Багдасаровых

Предок по маминой линии — Багдасаров Исаак. Это мой прадед. Он был известным владельцем коньячных заводов в Закавказье. Заводы стояли в Шуше, в Тифлисе и, по-моему, даже в Баку. Вот он, когда произошла национализация Грузии в 1921 году, всё потерял. Выехать за границу не успел — был ошарашен тем, как всё молниеносно произошло. И через год скончался — после всей этой пертурбации социальной. Эти заводы были даже описаны в какой-то книге современного автора — герой едет по Арцаху и видит полустанки какие-то, пожары. Я когда читал, встретил такую фразу «горели заводы Багдасарова». И понял, что это собственность прадеда описана.

Его сын, мой дед Сергей Исаакович Багдасарян, переехал жить в Ереван [поэтому фамилию Багдасаров исправили на Багдасарян. — Прим. ред.]. Он был экономистом высокого уровня, и его пригласили работать в молодую советскую Армению. И он доработал аж до восьмидесятилетнего возраста в системе министерства финансов. 

Бабушку по папиной линии звали Сусанна Егоровна Дарахчиева. Кстати, я написал четырёхфигурную композицию в девяностом году — семейный портрет, на котором изображены прадедушка, прабабушка и её кузина с мужем. Я вдохновился старой фотографией. Работал долго, пока не получился портрет достаточно большого размера. Картина стояла у меня в мастерской ряд лет, пока я не понял, что её место в Музее Востока, потому что на ней отразилась атмосфера старинного Кавказа. Все члены семьи облачены в платья тех времен. Дух ретро я как-то уловил. Искусствоведам в Музее Востока работа очень понравилась и они её с радостью приняли в дар. Она уже выставлялась в экспозиции, посвящённой новым поступлениям.

Рубен Апресян. «Мои предки Дарахчиевы», 1993. Холст. масло. 180х140. Картина из собрания Государственного музея Востока (ГМВ)

О Дарахчиевых

Дарахчиевы жили в Ахалцихе. Они были достаточно яркими людьми. Прадедушку звали Егор Дарахчиев. Он был коммерсантом местного значения, одним из первых открыл синематограф в Ахалцихе. Кинотеатр был «ноу-хау» по тем временам. Прадед занимался этим проектом в самом начале двадцатого века. Ещё он вкладывался в торговлю. В Европу ездил с товарами разного плана. Предприниматель, достаточно активный. 

А потом случился Геноцид армян, а семья Дарахчиевых в 1915–1916 годах проживала всё ещё в Ахалцихе. Геноцид длился не один год — он был растянут во времени. В шестнадцатом году горожане были осаждены. Дарахчиевы находились в городской крепости старинной и вместе с остальными, оставшимися в живых гражданами, в течение одиннадцати месяцев отбивались от нападавших на них курдов. Многие курды служили в турецкой армии — их турки натравливали на армянское население — провоцировали, чтобы те уничтожали живущих в Ахалцихе армян. И прабабушка с прадедом сражались там. У нас в семейном архиве даже фотографии есть — они в военной форме, с оружием в руках.

Бабушка мне рассказывала ещё в юные годы мои, что дети возраста пятилетнего ползали по полу вот этой крепости и собирали стреляные пули, которые прилетали с вражеской стороны. У них внутри цитадели была своя литейка. Осаждённые отливали новые пули и отстреливались по сути тем, что им с турецкой стороны прилетало — возвращали обратно.

И бабушка, перекинув ранец через плечо, ползала с другими детьми и собирала вот эти пули. 

Благополучный финал в духе шумерских воинов

В конце там случилась необыкновенная метаморфоза. Сюжет выглядит кинематографичным, но это абсолютная правда. Осажденные послали гонца тайно. Парень-армянин выбрался из крепости и по реке проплыл. Чтобы его не заметили, была выдолблена специальная лодка, типа подводной, из большого бревна. Полая такая штука. Он туда заполз, а в бревно были вставлены тростинки для воздуха, чтобы он мог дышать под водой. Вот таким образом он проплыл по реке и добрался до расквартированных российских войск. Попросил о помощи, и царские войска подошли и отбили вот эту крепость в Ахалцихе — спасли армянское население. 

Эпилог

История семьи — это всегда фантастично. Интересные моменты, какие-то факты. С годами каждый человек, набирая возраст и жизненный опыт, становится мудрее. Годы наслаиваются. И когда временной отрезок становится намного длиннее, для нас вдруг какие-то встречи с каким-то людьми из прошлого всегда незабываемы. Это те события, которые действительно врезаются в память. Об этом и семейный портрет.

Интервью записала: журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использован семейный портрет «Мои предки Дарахчиевы». Работа предоставлена Государственным музеем Востока. Публикуется впервые.