«Армянский Декамерон». Как в древности боролись с эпидемиями?
Эпидемия коронавируса добралась и до Армении, создав для правительства, системы здравоохранения, силовых структур и всего населения множество неудобств, впрочем, вполне объяснимых и оправданных — опасность болезни, действительно, сложно переоценить. Отметим, что данная эпидемия в истории древнего армянского народа не первая. Как правило, болезни средневековыми армянскими историками, фиксировавшими их, воспринимались не иначе, как «кары божьи» и достаточно редко описывались в отрыве от других бедствий — войн, вражеских разорений, голода. Эпидемии всегда соседствуют в источниках вместе с другими напастями. Именно в качестве наказаний за грехи виделись средневековым церковным хронистам хвори, которые врачевали христианские армянские святые (к примеру, Григорий Просветитель, исцеливший якобы превратившегося в кабана царя Трдата III), а само врачевание было ничем иным, как борьбой против «бесов» и прочих злых сил.
Почему в Средние века возникали вспышки эпидемии?
Что же касается эпидемий, неизменно уносивших тысячи жизней, то они, не выходя за рамки указанного исторического контекста, в основном были связаны с осадой городов либо блокадой целых регионов. Это неудивительно: замкнутое пространство небольшого по территории и даже в мирное время не самого чистого древнего или средневекового города, скопление на этом пространстве огромного количества людей — гораздо большего, чем то, на которое этот самый город рассчитан, создавало благодатную почву для болезней. Дело в том, что во время осад за городские стены стекалось все окрестное сельское население, как правило, сильно превышавшее по численности горожан — такая кучность населения способствовала максимально быстрому распространению широко известных в Средние века чумы, проказы, холеры и прочих напастей средневекового человека. А ведь в это время в городе скапливалось и колоссальное количество незахороненных покойников, поскольку кладбище традиционно располагалось за городскими стенами. Так появлялись болезни, разносимые затем собаками, грызунами и самими людьми по всему городу. Лечили в те времена эпидемии плохо, и покаяние во грехах, инициированное церковью, зачастую было единственным, что можно было «сделать».
Наказание за грехи
Примечательным и очень ярким примером такой «священной» городской эпидемии стала болезнь, поразившая жителей Аршакавана — последнего эллинистического города Армении, построенного царем Аршаком II (70-е гг. IV в. н.э.). Когда восставшие нахарары (крупные феодалы) по настоянию католикоса Нерсеса вместе с персами осадили этот город, там разразилась страшная хворь. Что это была за болезнь конкретно, установить не представляется возможным. Предполагается, что речь идет о холере. Так или иначе, зараза выкосила практически все взрослое население города, который в итоге стало некому защищать. Когда нахарары и персы ворвались в Аршакаван, там практически не было защитников. Причины болезни, по традиции, увиделись армянскими церковными историками в грехах жителей города и основавшего его царя Аршака.
«Аршак стал творить великие злодеяния: построил город, собрал там всех преступников и заявил, что правосудие не свершится над тем, кто, сотворив злое дело, попадет туда. Насадил в городе беззаконие и назвал его Аршакаваном», — пишет об этом хронист XIII века Киракос Гандзакеци.
И, действительно, в Аршакаване царь предоставлял убежище бежавшим от хозяев (тех же упомянутых нахараров) закрепощенным крестьянам, слугам и рабам, а также скрывавшимся от кредиторов должникам. В этой связи «праведный гнев» феодалов и церкви (в общем тоже феодала, но более сильного и коллективного) понятен и объясняется, как мы видим, достаточно приземленными причинами.
«Видя неправедные дела Аршака, он [католикос Нерсес] проклял Аршакаван; и вскоре население его стало гибнуть лютой смертью, и многолюдный город стал необитаемым», — продолжает церковный историк, не упоминая, впрочем, об ужасах осады одного из самых крупных городов региона своего времени.
Интересно, что при этом выжили младенцы и совсем маленькие дети. Их эпидемия не тронула по неизвестным причинам. К ним, к слову, победители проявили изрядный для тех суровых времен (напомним, это IV век) гуманизм — детей собрали буквально с колыбелями и поручили тому самому католикосу Нерсесу. Он приказал отправить их в один из построенных им и находившихся на его попечении приютов. Однако католикос не забывал о своем проклятии, распространявшимся на всех аршакаванцев, и всё-таки отказался в итоге благословить своих новых подопечных.
Интересно, что неудачи в лечении зараженных инфекционными заболеваниями также связывались армянской средневековой историографией с праведностью — в таких случаях, якобы, недостаточной или ложной. К примеру, тот же Киракос Гандзакеци описал случай неудачного лечения людей — прокаженных и увечных — лжеотшельником Давидом-обольстителем в XIII столетии, который вместо исцеления просто обещал им отпущение грехов либо по неумению калечил несчастных, также прикрывая свое «врачевание» божественным промыслом.
История, описанная Аракелом Даврижеци
Еще один случай страшной эпидемии описан историком XVII века Аракелом Даврижеци. На этот раз речь идет об армянах (а также грузинах), переселенных в город Фахрабад персидским шахом Аббасом из опустошенной им Грузии. Переселенцы оказались неприспособленными к новым климатическим условиям — прежде всего, к сырому, смрадному и удушливому воздуху, из-за чего в их среде стали распространяться смертельные заболевания. По свидетельству хрониста, из десяти жителей новой колонии выживал лишь один, но даже оставшиеся в живых были истощены и не годились для какой-либо созидательной деятельности. Они не могли даже трудиться для удовлетворения собственных элементарных потребностей. Эта история также имеет религиозный оттенок, ведь, по свидетельству Аракела Даврижеци, шах пообещал переселенцам продукты и всю возможную поддержку, в обмен на принятие теми ислама, что они в итоге и сделали.
Эпидемии ХХ века
А в более близкие к нам времена, в начале XX столетия, настоящим бичом Армении стал тиф. Эпидемия сыпного тифа, разразившаяся в Первой Республике Армения с 1918 года, стала одним из факторов падения этого государства. Болезнь унесла тысячи человеческих жизней по всей стране. Причем, если в Ереване или Эчмиадзине только в 1918 году было зафиксировано несколько сотен умерших от тифа, то Сардарапат, Камарлу и Игдыр оказались им буквально опустошены. Количество умерших там было столь велико, что их даже не было возможности быстро похоронить. Целые городские кварталы полностью лишились жителей. Гнившие прямо на улицах трупы, в свою очередь, становились источниками новых болезней. По данным министерства внутренних дел Армении, к лету 1919 году от сыпного тифа страна потеряла 192 тысячи человек. И это — на фоне голода и непрекращающихся войн с Турцией, Азербайджаном, Грузией.
«Голод и эпидемия, болезни царят в нашей стране; слабые умирают, и сильные слабеют, чтобы умереть», — так характеризовал то страшное время член Бюро АРФ Дашнакцутюн (и в будущем — последний премьер-министр Первой республики) Симон Врацян.
Успехи советской эпидемиологии
И, несмотря на то, что в итоге, уже после советизации Армении, тиф удалось, пусть и не без потерь, победить, его вспышки фиксировались и намного позже. К примеру, мощная эпидемия тифа, а также малярии, разразилась уже в советской Армении в 30-е гг. XX века. На их ликвидацию были брошены значительные медико-санитарные силы не только местного, но и общесоюзного значения, в итоге добившиеся успеха.
Какой опыт можно вынести из истории эпидемий?
Большая часть смертельных эпидемий прошлого, как мы видим, постигали Армению вкупе с множеством других несчастий. «Беда не приходит одна» — именно этой пословицей можно охарактеризовать ужасные последствия чумы, холеры, тифа и других страшных инфекционных заболеваний для армянского народа, всегда, помимо них, имевшего дело с завоевателями, голодом и природными катаклизмами. Тем не менее, Армения и армяне неизменно выстаивали, выходя из этих страшных испытаний воли, духа и сознательности еще более сильными, чем ранее. Люди учились быть стойкими и сострадательными, а специалисты получали бесценный профессиональный опыт, который позволял в будущем спасти жизни целых поколений.
Эти истории могут стать достойными и мотивирующими примерами для нас, столкнувшихся с новой эпидемией на современном этапе. На этот раз коронавирус.
Вместе с тем, на данный момент Армения не обременена, как ранее, какими-то сопутствующими эпидемии бедствиями, а ее правительство, система здравоохранения и силовые структуры имеют достаточно сил, ресурсов и навыков для противостояния заразе. Изменилось и общество, с пониманием относящееся к принимаемым мерам и больным, и не приписывающее инфекцию, как ранее, последствиям «греховной жизни» инфицированных и «божьей каре». В этой связи хочется пожелать армянскому народу здоровья и силы духа, а также неукоснительного выполнения требований и предписаний врачей и руководства страны, и в итоге — скорейшей победы над болезнью.
Антон Евстратов, кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews, специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована картина художника XVI века Якопо Тинторетто «Святой Рох, исцеляющий чумных». Источник: nevsepic.com.ua