Глиняный карас из Двина
Сосуд краснолощеный, с широким горлом и ручками в виде овнов. На тулове поясной орнамент с повторяющимися изображениями древа жизни и птиц. Парные треугольники над поясом — схематическое изображение козлов. Символическое орнаментальное оформление связано с темой плодородия, изобилия, бессмертия. Изображенные животные, согласно древним народным поверьям, дарили дому благополучие и являлись покровителями рода.
Карасы с поясным рельефным орнаментом занимали особое место в армянской средневековой керамике. Обычно, это толстостенные, приземистые сосуды со вздутым, округлым туловом, иногда со стилизованными зооморфными ручками. После окраски специальной красной краской карасы подвергались обжигу и лощению. Декоративные пояса с повторяющимися мотивами располагались в центре тулова, а также на ручках. Орнаментация проводилась по влажной глине беспрерывной прокаткой цилиндрических валиков, создающих линейный, тисненый, рельефный узор, который иногда инкрустировали фаянсовыми вставками.
Основой декоративного оформления становились стилизованные изображения животных, птиц, людей, древа жизни, звезд, розеток, геометрических фигур, а также сцены культовых плясок, гербовые композиции и надписи.
Карасы с тисненым орнаментом датируются X–XII вв., но продолжают свое существование и в XIII в. В средние века сосуды подобного типа были широко распространены в Ани, Двине, Гарни, Армавире. Предположительно, они служили для подачи вина и других напитков во время праздничного застолья.
Литература:
Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.