Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Коллекционер винтажа Гоар Галстян: зачем собирать артефакты прошлого?

Представляем вам интервью с коллекционером винтажных предметов Гоар Галстян. Она рассказала о своем увлечении, о том, как складываются коллекции и зачем собирать артефакты прошлого.

Гоар Галстян

Какой предмет первым появился в вашей коллекции? 

Можно сказать, что я родилась коллекционером. Я не шучу, уже со школьных лет я собирала марки и календарики, открытки, значки и, конечно, уделяла большое внимание своей библиотеке. В старших классах я прогуливала первые уроки, когда был завоз в книжный магазин и приходила со стопкой новых книг на уроки, учителя гоняли, но я книголюб!

Моя страсть к собиранию винтажа связана с тем, что я большая модница, в прошлом была танцовщицей: всегда на виду, поэтому хотелось стильно выглядеть. Я люблю сумочки и ремни, необычную одежду и украшения. В начале 2000-х годов местом, где я могла реализовать свою потребность в красоте и чтобы это было недорого, стали секонд-хенды и блошиные рынки. Я думаю, моя коллекция моды началась с винтажных сумочек, которые продавали бабушки на «блошке».

Как вам удается пополнять свою коллекцию? 

Есть несколько способов. В основном я покупаю предметы в интернет-магазинах, на разных торговых площадках, есть у меня поставщики винтажных предметов из Европы. Часто покупаю те или иные вещи на местном блошином рынке, изредка получаю в качестве дара от людей, которые посетили мои выставки моды в музеях Краснодара.

Какие коллекции вы бы хотели собрать, но пока не начали? 

Я бы хотела уделить внимание коллекционированию антикварных кукол, моды эпохи модерна и ар-деко, собиранию граммофонов и живописи.

Как вы используете предметы своей коллекции? Например, носите ли одежду? Используете ли винтажный парфюм?

Да, я с удовольствием ношу винтажную одежду, сумки, украшения, пользуюсь духами эпохи СССР. Мои любимые ароматы — это «Красная Москва», «Кремль», «Голубой ларец». Я веду блог о моде, поэтому часто составляю модные образы из предметов своей коллекции, рассказываю об этом в соцсетях и на своем YouTube-канале. Часто «выгуливаю» свои наряды на лекциях по истории моды, которые читаю, на светских мероприятиях, иногда в повседневной жизни.

Почему вы решили собирать именно эти предметы? 

Потому что люблю стильно одеваться и украшать свой интерьер. Когда я только начала заниматься коллекционированием, это было доступно по цене, рынок предлагал много интересного, мимо чего я не могла пройти. Я «прикладник» по образованию, изучая народное декоративно-прикладное искусство, овладела техниками вышивки, вязания, резьбы по дереву, гончарным искусством, шитьем. С удовольствием реставрировала и переделывала под себя многие вещи. Сейчас я реставрирую многие артефакты в своей коллекции: елочные игрушки, мебель, текстиль, украшения, сумки.

Как вы считаете, почему в нашей стране недостаточно развита сфера коллекционирования?

Многие коллекционеры, особенно молодые энтузиасты вроде меня, готовы показывать свои собрания широкой публике и заниматься просветительством, но нет соответствующих площадок. Руководство города, департамент культуры ничего не делают для этого. Я живу на съемной квартире, где мне приходится хранить несколько уникальных коллекций, имеющих огромную историческую и художественную ценность для России и будущих поколений. Но на мои обращения помочь с помещением под фонды и хранилища или хотя бы выделить грант на оплату арендуемого жилья, никакого ответа не дали.

Легко ли вам расставаться с экспонатами? Приходилось что-нибудь отдавать или продавать?

У каждой коллекции есть костяк, неприкосновенный запас, на котором базируется все собрание. Бывают случаи, когда находятся покупатели, я продаю лот, но потом нахожу идентичный. Или продаю повторяющиеся предметы. Расставаться очень сложно и практически невозможно.

Никто не знает современность так, как тот, кто работает с прошлым. Вы размышляете над разницей нашей эпохи и той, артефакты которой вы коллекционируете? 

Конечно, размышляю, ведь я читаю лекции по истории моды, провожу музейные выставки, а лоты нужно аннотировать и атрибутировать. Я изучаю разные эпохи по фотографиям, журналам, вырезкам из газет, по кинохронике. Общаюсь с дарителями, со старшим поколением, записываю их воспоминания и наблюдения. Мне приходится читать много литературы по теме коллекционирования. Это огромный и интересный труд. Мода циклична, и это подтверждают платья и сумочки из моих коллекций, о чем я рассказываю своим слушателям на встречах и лекциях. 

Как вы считаете, что мы будем носить в будущем? 

Я занимаюсь модой прошлых эпох, потому что она мне ближе с точки зрения эстетики. Не люблю делать прогнозы, но в эпоху синтетических тканей, глобализации, стирания гендерных различий прогнозы не утешительные. Мы нация без корней, молодежь не знает своей истории и предков, сами подумайте, куда мы катимся.

Есть ли у вас любимые музеи?

Я веду интеллектуальный образ жизни всегда и во всем. Мой дом, моя одежда, люди, которые меня окружают, книги, которые я читаю, музыка и, конечно, музеи, театры и выставки — мой любимы досуг! Я люблю музеи и всегда нахожу много интересного. Последние открытия: дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле, дом-музей Чехова в Ялте, музей мозаики в Тунисе, Национальная галерея в Ереване. Конечно, люблю Эрмитаж, Лувр, Прадо, Виллу Боргезе, Третьяковскую галерею, Русский музей, Музей Гуггенхайма, Метрополитен-музей и другие.

Все фотографии предоставлены Гоар Галстян.