Архиепископ Паргев: «Мы готовы заплатить любую цену ради независимости и восстановления справедливости»
К предводителю Арцахской епархии Армянской апостольской церкви архиепископу (србазану) Паргеву Мартиросяну отношение уважительное и трепетное. Он никогда не помышлял покинуть историческую родину, более того, защищал ее молитвой и оружием вместе со своей паствой.
В 1980 году он поступил в Эчмиадзинскую духовную академию, а в 1985 году принял сан иеромонаха вместе с именем Паргев, что в переводе означает «дар». И действительно, такой духовный лидер, как архиепископ Паргев, — это настоящий дар не только для армян Арцаха (Нагорного Карабаха), но и всего армянства. За многие заслуги в деле духовного служения Паргев награжден медалями и орденами, среди которых — орден «Святого Даниила» (1996, награжден Святейшим Патриархом Алексием II), медаль «Союза матерей Арцаха» (1996), орден «Св. Григория Просветителя» (2001, награжден президентом НКР), медаль Андрея Первозванного (от имени общественной организации «Братство Всех Святых» Российской Православной церкви).
— Владыка, расскажите о своем духовном пути. Как вы встали на этот путь, с чего все начиналось?
— Честно говоря, моя покойная бабушка Парандзем меня и моего брата с детства воспитывала в вере, водила по всем святым местам. Мы вставали в 4 утра, брали свечи и босиком шли к святым местам, которых в нашем родном селе Чардахлу, откуда родом такие герои, как Баграмян, Бабаджанян, Аршак Тер-Гукасянц и др., очень много. Потом была советская школа, в которой преподавали атеизм. Однажды я спросил моего деда, бывшего царского офицера, участника Первой мировой войны: «Дед, бабушка говорит, что Бог есть, а в школе утверждают — нет. А ты что скажешь?». Он покрутил свои пожелтевшие усы и ответил: «Ты знаешь, честно говоря, я сам лично Бога не видел. Но он должен быть!». Вы знаете, его слова «заморозили» этот вопрос для меня. В 9 классе, когда мы изучали диссертацию Чернышевского «О прекрасном», я обратил внимание на его полемику с Гегелем. Гегель меня вернул обратно к духовным истокам, убедил лучше, чем Чернышевский. После этого я стал искать духовную литературу и увлекаться мистическими учениями. Ну, короче, все что находил — теософия, йога, буддизм, стал изучать разные религии. В тот период невозможно было найти христианской литературы, и в частности, Библии… Эти искания привели меня в Духовную академию. Все стало на свои места. Те семена, которые посеяла моя бабушка, дали свои всходы.
— Арцах (Нагорный Карабах) прошел тяжелые испытания, вынужденно находясь в качестве автономии в составе Советского Азербайджана. Арцахских армян испытывали на силу духа, на крепость нации, языка и веры. Но армяне не растворились в иной культуре. Как это удалось, Владыка?
— Находясь в составе Азербайджана, карабахские армяне испытывали религиозную дискриминацию. Это была единственная в Советском Союзе автономная область, где не было действующих церквей. За 60 лет нахождения в составе Азербайджана два поколения людей были лишены знаний, отдалены насильственным образом от своей веры. Конечно, в душе народ веру не терял, но утратил знания. Не было литературы, не было священников, не было действующих церквей. Но армяне продолжали верить, совершали паломничества, зажигали свечи в недействующих храмах. Хотя, конечно, все это было под строгим запретом. Интеллигенция и партийные работники не имели права посещать церкви. Но, тем не менее, и они посещали храмы и монастыри. И нам, если точнее выразиться, пришлось заново окармливать наш народ, это было наше второе крещение в Арцахе. Многие элементарные знания пришлось заново передавать нашему народу: что такое Литургия, вечерняя, утренняя, ночная служба, какие церковные праздники существуют, зачем нужны венчания, что такое молебен, что такое Святая Троица и т.д. Все это потихоньку приходилось доводить до нашего народа, и поэтому мы создали издательский отдел, который начал издавать журнал «Гандзасар», потом открыли Богословский центр «Гандзасар», записали проповеди для передач на радио и телевидении. Пришлось письменно, устно по телевидению, по радио и через Интернет, используя все возможные современные средства, доносить знания. Сейчас смело можно сказать: по сравнению с тем, что было 29 лет назад, разница огромная. У нас есть много грамотных верующих, которые настолько хорошо владеют богословскими терминами, что некоторым людям с ними сложно говорить. Конечно, это радует. Слава Богу! Вроде мы на верном пути… Мы успешно преодолеваем тот вакуум, который был создан за 60 лет.
— Вашими стараниями на протяжении этих лет восстановлены десятки церквей. Как обстоят дела со строительством новых церквей?
— Да, мы не только реставрируем старые церкви, монастыри, но и строим новые. За эти годы мы отреставрировали и построили 67 церквей-монастырей и 19 часовен. Немножко нескромно, но замечу, мы вышли на первое место в мире среди армянских епархий по количеству храмов. Хотя у нас была блокада, война, разруха…
— Владыка, как на протяжении последних 30 лет, с начала Карабахского движения, меняется дух арцахцев?
— Наш дух как был на подъеме, так и остается по сей день. Слава Богу! Я понимаю, в чем причина: мы ратуем за справедливость, за объективность, за истину. Пытаемся исправить исторические, политические ошибки, которые были в свое время наделаны. Причем неправомочным образом… Кавказское бюро не имело права принимать решения и передавать территорию исторической Армении новосозданной республике Азербайджан! Абсурд! Тем не менее… И сейчас мы пытаемся все это преодолеть.
Де-факто, конечно, наша республика существует по всем мировым стандартам, со всеми своими атрибутами. А вот де-юре нас пока еще не признали. Но мы рады, что на правильном пути и готовы заплатить любую цену ради своей независимости и восстановления справедливости. И слава Богу, что дух нашего народа на подъеме, не сломлен…
— А как в Арцахе обстоят дела с «сектами»? Общеизвестно, что неблагополучные ситуации, зоны конфликта — благоприятная почва для их существования?
— Обычно появление «сект» [околохристианских деноминаций – прим. ред.] не зависит от ситуации в стране. В советский период, когда мы находились за «железным занавесом», «сект» практически не было или почти не было, а вот после развала СССР все хлынули. В первые годы, можно сказать, мы держались в Арцахе, пытались не впускать их. К сожалению, они появились и у нас, правда, не так много. Тут существует такой фактор, если духовная ниша пуста, ее обязательно кто-то займет, поэтому для нас важно проповедовать и доносить наши знания. Из деревень и сел, где появляется действующая церковь, обычно «секты» уходят…
— Какие еще церкви, помимо Армянской апостольской церкви, существуют на территории Арцаха?
— Армянская Апостольская церковь всегда существовала на территории Арцаха. Помимо нее, после присоединения Арцаха к России появились храмы Русской Православной церкви — в Степанакерте, в Шуши (церковь Святого Георгия снесли азербайджанцы!), в Жданове… У нас стояли казаческие полки, и для их окормления были возведены три церкви. На территории бывшего 366 полка стояла Русская церковь — сейчас от этого храма остались стены. В Георгкаване (старое название — Жданов) до сих пор стоит русский храм. Он немножко поврежден, но, слава Богу, сохранились крыша и стены. Правда, это приграничная зона, и населения там нет. Но мы выделили для Русской Православной церкви и освятили участок в Степанакерте. Также на территории Арцаха есть персидские мечети, которые мы отреставрировали.
— В Шуши две персидские мечети в последнее время стали местом паломничества для туристов из Ирана…
— Да, верно, в Шуши стоят две персидские мечети — маленькая и большая. Еще есть азербайджанская мечеть в Агдаме. Мы ее не тронули. В отличие от азербайджанцев, которые разрушают наши храмы. Причем специально и целенаправленно. К примеру, в Нахичевани уничтожили все церкви и десять тысяч хачкаров…
— Еще один яркий и горький пример — Джуга…
— Да, и в Джуге… За пару дней, при использовании сил армии, были уничтожены пять тысяч армянских хачкаров. Так уничтожаются следы нашей истории на нашей исторической земле.
— Владыка, а как Вы относитесь к тому, что азербайджанцы бросаются такими фразами, что готовы захватить не только Карабах, Степанакерт, но и дойти до Еревана?
— Я думаю, что Ильхам Алиев этот метод использует для своей внутренней кухни. Это его предвыборная кампания. Ну, что можно сказать, если только улыбнуться.
— Но что, с религиозной точки зрения, можно и нужно делать в подобной ситуации — бороться или смириться?
— Нет, смирение должно быть перед Богом! Что такое борьба? Если зло наступает, его необходимо искоренять. Допустим, у вас есть сад, в котором появились сорняки, что вы будете делать? Конечно, спасать сад, вырывая с корнем сорняки… Или, допустим, пришел сосед, облил бензином ваш дом и поджег… Что делать в такой ситуации? Конечно, спасать дом. Мы живем на своей территории, Бог нам дал ее 4500 лет назад, сколько мы помним на своей памяти… В силу исторических обстоятельств, мы вынуждены защищать свой дом, свой сад, свою землю — от сорняков-врагов, вести борьбу… Правда, вынужденную. А что нам остается? Не мы начинали войну…
— Вообще, на протяжении истории, по-моему, армяне никогда не начинали первыми войну, а всегда защищались.
— Никогда. Только во время Тиграна II Великого… Он немножко вышел за рамки Армении и создал Великую Армению. Ну, время такое было… Это единственный случай. А так, в основном, нам всегда приходилось защищаться, потому что у нас особый перекресток. Мировые империи проходили через нас и боролись за Армению. Это были многолетние войны… На нас нападали арабы, турки-сельджуки, северокавказские племена, татаро-монголы <…>
— Владыка, с точки зрения развития туризма Арцах может быть привлекательной страной и для паломников?
— Да, конечно. Арцах — прекрасное место для развития религиозного туризма. У нас захоронены трое апостолов. В Гандзасаре находятся многие святыни: голова Иоанна Крестителя, мощи Григория Просветителя, святого Григориса Католикоса нашего Гандзасарского Агванского, мощи Пантелеймона, Меркелия, Минаса, кровь Святого Захария — отца Иоанна Крестителя. Как пишут наши летописцы, «и мощи многих иных святых». В Цицернаванке находятся мощи мучеников VII века — Ранжика и мизинец апостола Петра. Если переводить название «Цицернаванк», то получается «цицер» — мизинец, «ванк» — монастырь. В Амарасе покоятся мощи святого Григориса — внука Григория Просветителя. Туда же в начале V века приехал Месроп Маштоц, изобретя армянский алфавит, он основал школу и два года сам преподавал. У нас есть монастырь, основанный в IV веке, — Гтчаванк, там тоже очень много мощей. Есть монастырь Катарованк в честь Святой Богородицы на пике горы Дизапайт. Располагается он на высоте 2600 метров, туда только пешком можно пройти. Два года назад мы отреставрировали его и освятили. С высоты Дизапайта открывается прекрасный обзор окрестностей. У нас есть монастырь Святого Пантелеймона с его же мощами. Церковь Иоанна Крестителя в Шуши, с его же мощами, чудотворный храм, кстати. И много-много других монастырей, конечно, которые мы еще должны отреставрировать.
Беседовала Елена Шуваева-Петросян