Георгий Гаранян: «невыездной» гений советского и российского джаза
В Российском национальном музее музыки им. М.И. Глинки хранится ценный предмет — саксофон 1970 года, на котором играл джазовый музыкант и композитор Георгий Гаранян. Его имя знакомо каждому любителю джаза. Коротко расскажем о его богатой творческой жизни.
Музыканта нет в живых больше восьми лет — он скончался в январе 2010 года в возрасте 75 лет. Это был светлый, нежный человек, в работе принципиальный и жесткий, родившийся и создающий только для радости миллионов.
Гаранян создавал музыку для фильмов, мультфильмов, спектаклей, радио и телевидения. Его саксофон звучал на больших эстрадных и джазовых сценах, даже в цирке — какое-то время он был главным дирижером цирка на Цветном бульваре в Москве (1990-е годы).
Неповторимую манеру исполнения Гараняна мы слышали в фантастическом фильме «Крик дельфина» и в культовых «Покровских воротах» (к этому фильму он написал музыку), в сказке «Калиф-аист» и в музыкальном фильме, снятом по одноименному роману Александра Беляева «Остров погибших кораблей». Это далеко не полный список — его исполнение звучит в фильмах «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза», «Осенний блюз», в мультфильме «Ну, погоди!» и других.
Гаранян получал награды международных джазовых фестивалей: в Праге, Бомбее, Гаване, Варшаве, Финляндии, Израиле. Более того, он стал единственным джазовым исполнителем, на которого продавали абонементы (три концерта в год) в Большой зал столичной Консерватории. Он записал компакт-диск с американской этно-джазовой группой Oregon, выступив в качестве дирижера. За этот альбом Гаранян номинировался на «Грэмми».
Гаранян пришел в музыку без специального образования. Он окончил Станко-инструментальный московский институт имени Сталина (ныне — «Станкин»), но ни дня не работал по профессии. Хотя в дальнейшем ему пришлось экстерном сдавать экзамены по дирижерскому курсу в Консерватории.
Профессиональная карьера музыканта началась в оркестрах под управлением Юрия Саульского и Олега Лундстрема: в 1958 году Олег Леонидович пригласил молодого саксофониста в коллектив. Дальше был Концертный эстрадный оркестр Вадима Людвиковского. Со временем Гаранян вернулся в оркестр Лундстрема — но уже главным дирижером.
С 1969 года Гаранян стал «невыездным» на девять лет. Причиной опалы была его встреча с американским джазовым музыкантом, ведущим «Голоса Америки» Уиллисом Коновером. Коновер продюсировал концерты даже в Белом доме, в общем, «игра стоила свеч», поэтому Гаранян никогда не жалел о своей встрече с этим легендарным человеком, к тому же его записи «крутила» Русская служба этого радио. Может это было совпадением, но именно в эти «невыездные годы» в его творчество пришел саксофон, сделанный в 1970-х годах во Франции фирмой «Сельмер». Французская компания-производитель музыкальных инструментов была основана в Париже в 1885 году Анри Сельмером. Широкую известность приобрела с начала XX века, многие джазовые музыканты выбирали инструменты этой фирмы.
Этот инструмент находится сейчас в экспозиции Российского национального музея музыки.
С 1973 по 1982 год Гаранян успешно руководил ансамблем «Мелодия», который при нем играл музыку советских композиторов в джазовой обработке. Об этих годах Гаранян однажды рассказал израильскому журналисту Полине Лимперт, будучи на гастролях в Израиле: «Вот, "Мелодия" — конечно, это был мой самый любимый ансамбль, что и говорить. Но когда я расстался с ними, было уже просто невмоготу. У меня было очень много композиторской работы, и мне было очень тяжело каждый день с четырех утра писать музыку, в девять идти на репетицию, с одиннадцати начиналась работа — и до ночи. И так каждый день на протяжении 10 лет». Кстати, его часто принимали за еврея. Мальчишкой его даже за это били, но отец, ярый приверженец коммунистических идей, всегда говорил ему, чтобы он не признавался в том, что не еврей, так как все люди равны. Ошеломительному успеху Гараняна не мешала его беспартийность.
Когда наступили сложные времена конца 1980-х-начала 1990-х, часть его семьи переехала в США. Чтобы быть ближе к родным, Гаранян поехал туда на гастроли с оркестром цирка на Цветном бульваре. В итоге его пригласили в этот же оркестр главным дирижером. В цирке музыкант проработал пять лет.
В 1990-е и 2000-е годы Гаранян выступал с собственными коллективами — «Московским биг-бэндом», а затем «Биг-бэндом Георгия Гараняна».
Музыкант скончался в Краснодаре, куда приехал на гастроли с Мишелем Леграном. 14 января 2010 года его похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.