Григор Шарбабчян: художник, который изучал надгробия
Как среди могил XIX века отличить надгробие знатного человека? Признаков, конечно много, чаще всего это сам камень, его стоимость. А еще рельефы, художественный уровень работы. Но сегодня мы поговорим не о каменных плитах, а о рисунках, сделанных Григором Шарбабчяном на разных армянских кладбищах, в том числе в Тифлисе.
Рисунки носят технический характер, Шарбабчян (1884-1942) срисовывал рельефы и надписи, изучая надгробия как этнограф. В основном они принадлежат людям, которые скончались не позже 1870-х годов. Могильные плиты знатных горожан отличаются прежде всего тем, что содержат изображения усопших в полный рост, порой с любимыми или характерными для них предметами. Реже образы обрамлены орнаментом, дополнительными фигурами, символами профессии и рода занятий.
Особенно трогательно выглядят некоторые плиты, в оформлении которых передано личное отношений родственников, сделавших заказ. Например, вуаль некой неизвестной дамы поддерживают ангелы. Юноша по имени Микаэл Амиров изображен в европейской одежде и с книгами. Очевидно молодой человек не успел окончить учебу. Большинство женщин в таразах, изредка встречаются дамы в европейском платье. Также и мужчины: часть из них одета в национальную одежду, а часть — в европейские костюмы или в форму. Некоторые могилы содержат просьбу молиться за душу усопшего.
Погребения мастеров выглядят проще — на них, как правило, нет орнаментов, ангелов, пространных надписей. Интересны они тем, что по ним можно угадать профессию того, кто покоится под плитой. Скорянки и портные, цирюльники и музыканты — надгробия говорят лишь о занятиях, и мы не узнаем, как выглядели эти люди.
Особая ценность коллекции — семь рисунков, сделанных в усыпальнице королевской династии Лузиньянов. Возможно, их надгробия представляют собой горельефы — фигуры сильно выступают над поверхностью камня, напоминая скульптуры. Династия Лузиньянов правила в Киликийской Армении и на Кипре.
Григор Шарбабчян родился и жил в Тбилиси. Он является одним из создателей Союза армянских искусствоведов. Его стилизованные работы на тему национальных мотивов впоследствии вдохновили Вагаршака Элибекяна.