Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Старый фолиант и еще один Афанасий Никитин

Передо мной лежит большая, весьма объемная книга в прекрасном светло-сером кожаном переплете, с темно-синим национальным «виноградным» орнаментом. Год издания — 1958-й, название — «Բարեկամություն» («Дружба»). Выпуск книги приурочен к 40-летию «Великой Октябрьской Социалистической Революции» и посвящен истории дружбы русского и армянского народов, которая действительно насчитывает несколько веков и, в общем-то, никогда не зависела от исхода каких бы то ни было революций.

Панорама Эривани в 1672 году. Рисунок Ж. Шардена | wikipedia.org

Фолианту без малого 60 лет. И открываешь его не без трепета и чувства смущения, словно берешь архивное дело, с которого снят «срок давности». Незаметно для себя окунаешься в завораживающее, волшебное содержание плотных пожелтевших страниц, рассказывающих о совместно пройденном пути, о научных достижениях, о мощной духовной жизни, которая, увы, сегодня уже кажется навеки утраченной. Мемуары В. Брюсова, А. Белого, А. Хачатуряна, Б. Пиотровского; статьи В. Терьяна, Ов. Туманяна, А. Арзуманяна. К сожалению, большая часть перечисленных фамилий сейчас для нашей молодежи либо отзывается гулким эхом, либо пробуждает смутное ощущение чего-то знакомого. А ведь это имена, сотворившие целую эпоху под названием ХХ век. Массовое забытье всех поставило в один ряд, без предводителей и лидеров. Просто попутчики. Попутчики века.

Мне очень хочется рассказать хоть что-нибудь о них, что-нибудь из старого фолианта… Начну с небольшого исторического экскурса.

Для меня, например, настоящей находкой стали путевые заметки русских средневековых купцов. Казалось бы, все сведения старины уже изучены и доставлены до читателей. Да, наши исторические отношения берут свое начало в глубоком средневековье и продолжаются почти непрерывно до наших дней. Мы знаем и об армянских вооруженных силах в составе русских дружин, об участии в крещении Руси и т.п. Но о русском присутствии на армянской земле мы почти не говорим. А ведь не только Афанасий Никитин ходил «за три моря», и не только он один делал путевые записи.

И вот, старый фолиант рассказывает про «московского купца Федота Котова, сына Афанасия», который в 1623 году «ходил» в Персию через Дербент, Шемаху и Раван (Ереван). Он довольно точно описывает расположение города, ереванскую крепость, реку Зетичу (Зангу) и, конечно же, красоту горы Арарат: «Обойти эту гору можно за 5 дней. А на горе этой снег лежит и зимой, и летом, и никто не поднимается на гору эту, и стоит на этой горе ковчег Ноев, и турки и персы называют гору эту на своем языке Султан-Ахри-Тохорезов, называют также Баш-даг… А среди нас называют эту гору Арарат…» «Ходил» купец Федот Котов и в святой Эчмиадзин, оставил нам описание трех наших храмов в Эчмиадзине, попытался «перерисовать» армянский алфавит. С удивительным уважением и интересом отмечает, что Армения некогда была процветающим государством, а ныне находится под пятой более отсталой и жестокой власти.

Эчмиадзинский монастырь в XVII веке. Рисунок Ж. Шардена | wikiwand.com

Второй наш «Никитин» — плесский купец Василий Гагара, который по приказу царя Михаила Федоровича умудрился в Египет отправиться через армянские земли. Он привез царю описание прекрасного озера, величавой горы, и очень много интересных сведений об экономическом состоянии страны, о настроениях коренного населения и т.д. Видимо, сведения были очень интересны царской власти, так как в награду Василий Гагара получил статус московского купца.

Благодаря старому фолианту становится ясно, что интерес к «южным вратам» со времен первых Романовых, еще до Петра и Екатерины, все возрастал. И купцы, эти путешественники поневоле, описывают быт армян не только на родной земле, но и в таких крупных торговых городах, как Исфахан, Шемаха, Астрахань, Дербент. Надо признать, что «Великий армянский шелковый путь» (так называли торговый путь с Персией по Волге при царе Алексее) проложили не только армянские купцы Персии, но и русские купцы-путешественники, имена и деяния которых еще ждут своих исследователей. И еще: благодаря своему не очень-то безопасному ремеслу русские купцы открыли путь не только исследователям, но и политикам и дипломатам.

P.S. В статье использованы материалы из передовицы А. Арзуманяна «Вековая дружба».