Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Арам Хачатурян на фотографиях Виктора Ахломова

Фотовыставка знаменитого фотографа Виктора Ахломова была представлена в залах Российского национального музея музыки имени М.И. Глинки с 14 мая по 1 июля.

Одна из представленных на выставке фотографий ©Валерия Олюнина 

Сотни ценнейших экспонатов находятся на постоянной экспозиции ВМОМК имени М.И. Глинки. Но то, что доступно широкой публике — лишь часть музейных ценностей. Фонды постоянно увеличиваются, их собирают, сохраняют и изучают сотрудники музея. На основе фондов готовятся сменные выставки и научные публикации. В постоянной экспозиции представлены музыкальные инструменты разных народов, а также те инструменты, которые принадлежали выдающимся музыкантам. Среди них — фисгармония Сергея Рахманинова, саксофон Георгия Гараняна фирмы «Selmer», сделанный во Франции в 1970-х годах.

К сожалению, среди инструментов сейчас нет армянских — эта экспозиция временно отложена по причине проведения других тематических выставок. Раньше армянские, грузинские и азербайджанские инструменты представлялись в одних витринах. Зато на первом этаже есть прекрасная возможность выбрать армянские инструменты в виртуальной экспозиции и послушать звук того или иного инструмента вместе с подробным рассказом о нем.

Выставка Виктора Ахломова, запечатлевшего деятельность Союза композиторов СССР уникальна. Ретроспектива портретов открылась к 80-летию мастера. В этих кадрах — Дмитрий Шостакович и Родион Щедрин, Давид Ойстрах и Гия Канчели, Арво Пярт и Леонид Десятников. 

Посетители могли увидеть несколько фотографий Арама Ильича Хачатуряна, сделанные в 1963 году. В эти годы Арам Ильич был секретарем Союза композиторов СССР, Президентом Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1958). Членом Советского комитета защиты мира (с 1962), академиком Академии наук Армянской ССР.

Как пишут в аннотации кураторы выставки, снимки эти запечатлели Хачатуряна на заседании Союза композиторов. «Будто слышишь речь Арама Ильича и физически чувствуешь пристальный, напряженный взгляд Тихона Хренникова. А на снимке 1967 года Ахломову удалось поймать озорную хитринку в глазах Родиона Щедрина и полный любви взгляд Майи Плисецкой, повернувшейся к мужу во время концерта. Так в своих сочинениях и фотографиях Виктора Ахломова продолжают жить образы великих мира музыки».

Фотографии — Валерия Олюнина.