Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Экспозиция Армянского музея: театральное искусство Армении

«Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» — писал Виссарион Белинский в своей первой основательной критической статье «Литературные мечтания. Элегия в прозе».

Петрос Адамян. Лучший Гамлет второй половины XIX века

Если вы любите театр так же, как и автор этих слов, то «пролистать» страницы истории театрального искусства Армении для вас будет немалым удовольствием.

Начало армянскому национальному театру — а ему вот уже более 2000 лет — положил сын Тиграна Великого Артавазд II. При нем в 53 году до н.э. в Арташате, где до этого ставили трагедии и комедии греческих авторов, был создан армянский театр.

В новой музейной экспозиции «Театральное искусство Армении» вы не только узнаете, что ставили в первом армянском театре, но и, например, то, какие жанры получили развитие в период Средневековья.

Перед вами предстанут интересные факты. Вы прочитаете, что впервые известный монолог Чацкого, персонажа комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», прозвучал в Зеркальном зале Сардарского дворца, располагавшегося когда-то в северо-восточной части Эриванской крепости, на левом берегу реки Раздан. А случилось это в 1827 году.

Обратимся мы и к шекспировским образам, превосходно воплощенным на армянской театральной сцене. Восхищение зрителей и мировое признание вызывала игра актеров Петроса Адамяна и Ваграма Папазяна. Вместе с ними мировое признание получила и армянская театральная школа в целом.

Адамян был признан лучшим Гамлетом второй половины XIX века в мировом масштабе. Сам Эрнесто Росси, считавшийся непревзойденным Гамлетом, увидев Адамяна в этой роли, подарил ему свою фотографию с дарственной надписью: «Адамяну — Первому в мире Гамлету».

Также вам небезынтересна будет история того, с чего начинался театр Станиславского и Немировича-Данченко. А еще — почему спектакль «Принцесса Турандот», поставленный Евгением Вахтанговым в 1922 году по сказке итальянского писателя и драматурга Карло Гоцци, считается легендарным?

Итак, занавес открывается…