Знаменитые роли Павла Лисициана в Большом театре
В прошлом году мы писали об открытии мемориальной доски на знаменитом доме № 8 на улице Тверской, где жил выдающийся певец Павел Герасимович Лисициан (1911-2004). Из этого дома он уходил на репетиции спектаклей в Большой театр и на легендарные премьеры.
Российский театровед и режиссер Владимир Урин тогда сказал: «Только подумать, за время работы в Большом театре он выходил на сцену тысячу восемьсот раз! Павел Герасимович Лисициан — это удивительный голос, дикция, потрясающий человек невероятной образованности, таланта и замечательный педагог. Замечательно, что проходящие мимо этого дома люди будут знать, что здесь жил выдающийся русский артист».
Автор мемориальной доски Лев Матюшин, известный московский скульптор, рассказал о том, что сохранил в памяти и постарался вложить в свою работу то далекое, но до сих пор ясное и потрясающее впечатление о голосе певца:
«Голос Павла Герасимовича я слышал в сороковые годы — его очень часто транслировали по радио, и вся стана его знала и слышала. А для меня он продолжает звучать и сейчас».
В книге В.И. Зарубина «Большой театр. Первые постановки опер на русской сцене 1825-1993)» есть много упоминаний Павла Герасимовича. В небольшой справке мы читаем:
«Лисициан Павел Герасимович. Певец (баритон). Солист Большого театра (1942- 1966). Народный артист СССР 1956 г. Репертуар: Евгений Онегин, Мазепа, Роберт, Елецкий, Жермон, Форд, Амонасро, Эскамильо, Валентин, Рылеев, Наполеон».
Расскажем о некоторых ролях вокалиста.
В опере «Фауст» Шарля Гуно Лисициан появился в 4 составе. Павел Герасимович спел партию брата Маргариты. Он возвращается из похода, узнает о бесчестье сестры (которая влюбляется в Фауста по желанию Мефистофеля) и кровью хочет смыть позор. Смертельно раненый Фаустом, он проклинает сестру. Всеми отвергнутая, несчастная Маргарита сходит с ума. Партнерами Лисициана выступили Иван Козловский (Фауст) и Наталья Шпиллер (Маргарита). Спектакль прошел 257 раз, на сцене Большого театра в этой постановке он шел 10 лет. В 1961 году Лисициан снова спел партию Валентина, но уже в партнерстве с Галиной Вишневской.
В 1853 году прошла премьера знаменитой «Травиаты» в театре Ла Фениче, и через пять лет шедевр Верди уже шел в России на итальянском языке. Спустя ровно 100 лет после премьеры в Италии «Травиату» дают в канун Нового года — 30 декабря 1953 года на сцене филиала Большого театра. Лисициан спел партию отца Альфреда, несостоявшегося тестя Виолетты. Партнеры по спектаклю — Вера Фирсова, суздальский самородок, к этому времени имевшая опыт выступлений на фронтах войны, а также Сергей Лемешев (имя, близкое армянам, одно время на армянском и грузинском языках в Тбилиси он распевал песню «Сердце красавиц склонно к измене»).
За дирижерским пультом — второе армянское культовое имя — Александр Шамильевич Мелик-Пашаев. Режиссером выступил Борис Покровский, а художником — Вадим Рындин. Спектакль в этой версии показали 203 раза! И это еще один судьбоносный успех Павла Лисициана.
На сцене филиала Большого театра 29 ноября 1946 года Лисициан выступил в роли Казбича в спектакле «Бэла» (музыка А. Александрова, либретто Ю. Стремина по мотивам романа М.Ю. Лермонтова). Казбич был очень колоритен — убивал старого князя, отца Бэлы (Е. Кругликова), а потом похищал девушку.
Критик К. Кузнецов писал в издании «Советский артист» о спектакле, который шел 12 раз: «Театр увел "Бэлу" с предгорья Северного Кавказа к горным массивам и напомнил сцену теснинами: снежными вершинами, причудливыми скалами, висящими в воздухе мостиками. Он акцентировал романтичность обстановки. Поскольку за это взялся художник В. Дмитриев, результат получился прекрасный, радующий взор зрителя. Я бы пожелал для музыки Александрова и для его сценических воплотителей — певцов и балета — несколько больше пространства, больше простора для дыхания, движения».
Об опере про судьбу татарского поэта Мусы Джалиля меломаны знают мало. Опера-поэма в семи картинах была поставлена на музыку Назиба Жиганова, либретто написал Ахмед Файзи с использованием фрагментов стихотворений Мусы Джалиля. Лисициан выступил в роли бельгийца Андрэ Тиммерманса, участника бельгийского Сопротивления. Именно Андрэ вынес из тюрьмы «Моабитскую тетрадь» Джалиля. 15 мая 1957 года отыграли премьеру в Казани, на сцене в Москве он появился через 2 года. Сыграли 6 раз, восстановили в 1961 году, тоже немного выходов — всего 7 раз.
Еще один интересный жанр советской оперы был представлен в 1961 году на сцене Большого театра. Виктор Нечипайло, Галина Вишневская, Павел Лисицан и многие другие солисты стали участниками оперы-песни «Судьба человека» (музыка и либретто И. Дзержинского по мотивам рассказа М. Шолохова). Павел Герасимович спел песню «Памяти павших».
На сайте Большого театра есть небольшое воспоминание дочери певца, тоже знаменитой певицы Рузанны Лисициан: «Мне бы хотелось поблагодарить в первую очередь Большой театр, в котором папа пел, вырос в большого артиста и к которому относился с таким благоговением. В то время, в шестидесятые годы, в Большом театре была плеяда выдающихся певцов, даже трудно их всех перечислить. И папа удивительно тепло относился ко всем артистам, всегда называл их ласково, ласкательно. Его любил — обожал балет… Я желаю театру, чтобы снова пришли артисты с трепетным отношением к искусству, чтобы репертуар театра расширялся, пополнялся интересными спектаклями. Этот дом — прекрасное место, где папа жил, откуда пешком ходил в театр и где был так счастлив!»